05.04.2011 | 19:47

Суздальские мастера возвращают к жизни старинную обувь и текстиль

Путешествие из Углича в Суздаль совершила старинная коллекция обуви и текстиля. Десятки экспонатов из этого собрания возвращают к жизни студенты Суздальского художественно-реставрационного училища. Они хоть и начинающие мастера, но уже успешно сотрудничают со многими российскими музеями, работают с произведениями искусства, памятниками истории, предметами быта. На этот раз в руки молодых реставраторов попала старинная обувь, которая требует не меньшего внимания, чем хрупкий фарфор или живописные произведения. Рассказывают «Новости Культуры».

Тончайшей, практически невидимой нитью реставраторы «реанимируют» историю. С ювелирной точностью, без права на неверный стежок. Для Екатерины Шепелевой пара туфель – это дипломная работа. Именно такую обувь носили русские аристократы в конце XVIII века. Материал прошел испытание временем, но утраты налицо.

«Я прохожу по старым проколам. Но есть места, где кожа, можно сказать, сыпется. Дает трещины, поэтому очень терпеливая работа, осторожная», – замечает студентка.

Из Углича в Суздаль приехала довольно большая коллекция обуви. По словам Людмилы Громыко, все модели выполнены со вкусом. Бархат, кожа, золотая и серебряная вышивка... Так важно нащупать тонкую грань между прошлым и настоящим. Не переделать, а воссоздать.

«Вкладывали туда кусочки лайки, которые специально перед этим обрабатывали, стесывали до тончайшего состояния, подклеивали специальным швейцарским клеем и тонировали после этого», – рассказывает реставратор текстиля, ведущий специалист Суздальского художественно-реставрационного училища Людмила Громыко.

Детские туфельки реставраторы между собой ласково называют «лялечки». Мастера очищают, укрепляют, восстанавливают каждую оборку.

Одна из жемчужин коллекции – китайский башмачок XIX века. К сожалению, у него нет пары. Эта миниатюрная шелковая туфелька умещается на ладони, хотя носила ее взрослая женщина. Маленькая ножка считалась в Китае эталоном красоты.

Вечернее платье, сплошь расшитое бисером, довольно тяжелое. Оно было создано в конце XIX столетия. Студентке из Украины Юлии Бойко миллиметр за миллиметром предстоит «вылечить» ткань. Газовая сетка расползлась от времени.

«К нам пришли списки реставрации, которая у нас будет. Там около тридцати экспонатов. Когда я прочитала про платье, сразу захотела. То есть я его даже не видела. А когда увидела, конечно, ужаснулась», – признается студентка училища Юлия Бойко.

«Вдохнуть жизнь» – это занимает недели и месяцы. Важен каждый этап, даже подбор небольшого кусочка ткани. Девушкам предстоит отреставрировать еще и старинный зонт с ручкой в форме головы лебедя.

Коллекция разноплановая, она объединяет и страны, и эпохи. В числе безусловных раритетов – хоругви Угличского полка времен Отечественной войны 1812 года. «Терапия» угличских экспонатов продолжается. Реставраторы замечают: во время работы часто возникает ощущение, что вещь демонстрирует свой характер. И он есть у каждой.