06.04.2011 | 10:32

Самоцветные сокровища России. Шедевры Фаберже - на выставке в Кремле

Он был мастером секретов. Создавая очередной шедевр, ювелир императорского двора Карл Фаберже до последнего хранил все в тайне, уверяя лишь: «Ваше Величество будет довольно». Наконец, некоторые секреты ювелирного искусства будут открыты. В выставочном зале Успенской звонницы Музеев Московского Кремля открывается выставка «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России». На ней представлено более четырехсот экспонатов. Каждый по-своему уникален. Рассказывают «Новости культуры».

 

Кроме громких имен, Карла Фаберже и Жана-Луи Картье, главные слова для этой выставки – уникальный и единственный в своем роде. Более 400 экспонатов из 17 музеев Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Перми и частных коллекций. Такой представительной экспозиции столь разнообразных вещей первого класса в Кремле не случалось давно. Авторы признаются – было непросто.

«Примерно треть или четверть экспонатов, представленных на этой выставке, публикуются впервые, и этот каталог, так же, как выставка, это уникальное издание и будет потрясающим источником информации о ювелирном искусстве», - говорит заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Зельфира Трегулова.

Ценность любой из этих вещей измеряется суммой с почти бесконечными нулями. Прикосновения – только в перчатках. Рассказ – обязательно в превосходных степенях. Великий Карл Фаберже. Для своих флористических миниатюр, столь любимых императрицей Александрой Федоровной, он черпал вдохновения в работах мастера XVIII века – Иеремия Позье.

Еще одним источником идей для Фаберже были работы искуснейших уральских камнерезов, славившихся на весь мир. Например, они удивляли мир сочными ягодными гроздьями, которые как будто небрежно кидали на каменные пресс-папье.

«Принц Валлийский на Всемирной выставке в Лондоне подошел и, в присутствии прессы и всех августейших особ, сказал, глядя на аметистовую ветку сочного винограда работы мастера Коковина, уральского уроженца, заявил: «Как мне бы хотелось ее съесть»», - рассказывает куратор выставки Татьяна Мунтян.

Одна из задач выставки – познакомить публику с именем знаменитого художника-камнереза Алексея Денисова-Уральского. Его работы впервые экспонируются в Москве. С Фаберже они с удовольствием обменивались опытом. В экспозиции, среди прочих, представлена серия очень необычных работ Денисова-Уральского, посвященная странам-участницам Первой мировой войны. Враги России окаменели в ярких гротескных образах.

«Например, Германию представляет Кайзер Вильгельм, подкручивающий свой знаменитый ус, сидящий верхом на свинье. Причем забрался он на этот трон по ступеням, оставляя на ступенях кровавые яшмовые следы», - отмечает куратор выставки Татьяна Мунтян

Произведения Фаберже и Денисова-Уральского стали источником идей для ювелира Жана-Луи Картье. Сначала француз просто покупал у них работы, затем начал их допридумывать. В витрине рядом размещены вещи, приобретенные Картье у русских мастеров, а затем повторенные – с налетом французского стиля.

«В архивных книгах Картье, в его товарных книгах, мы встретим вещи Денисова-Уральского и уральского мастера, наследия которого вообще не сохранилось, Прокопия Овчинникова. Они имели чрезвычайный успех в Европе», - объясняет Татьяна Мунтян.

Яшмы, халцедоны, родониты, лазуриты, турмалины, пурпурины – список каменных героев выставки бесконечен. Каждый из них – гордый кусочек ювелирной истории России.

Читайте также: Шедевры Карла Фаберже покажут на выставке в Музеях Московского Кремля