06.04.2011 | 11:20

"Вечерний выезд общества слепых" в столичном театре Сатиры

Премьера в столичном театре Сатиры: спектакль с метафоричным названием «Вечерний выезд общества слепых», по пьесе Виктора Шендеровича, который поставил режиссер Михаил Чумаченко, рассказывает про случай в метро. Казалось бы, ничего особенного, но речь в спектакле идет о внезапном нарушении привычного порядка жизни. Люди, которые даже не замечали попутчиков, вынуждены не только смотреть друг на друга, но даже входить в прямой и не всегда желательный контакт. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Эту пьесу хотел экранизировать Эльдар Рязанов. Даже актерский состав подбирал: Янковский, Калягин, Ахеджакова. Но - не сложилось. Спустя 13 лет спектакль все же состоялся – на сцене театра Сатиры. С другим режиссером, конечно, с другими актерами. Для многих эта постановка стала испытанием.

«16 человек на сцене в закрытом пространстве, час сорок, работающие все время на параллельных ходах. Если кто-то вдруг случайно пошел не в ту сторону, остановить этот поезд практически невозможно. Он начинает распадаться на куски», - говорит режиссер-постановщик Михаил Чумаченко.

Ветеран войны, гастарбайтер, влюбленная парочка, респектабельная дама… У каждого свой маршрут, своя жизнь: кто-то спешит на свидание, кто-то – на футбол. А поезд метро вдруг останавливается в тоннеле – надолго. Волей-неволей приходится узнавать друг друга, сосуществовать.

Наталья Селезнева признается: до сих пор чувствует себя не в своей тарелке. Эту пассажирку метро играть приходится без грима, в безвкусных нарядах.

«Хотя я считаю, что можно было бы быть в гламуре. Ну, если они хотят так, я считаю, им видней, как писала Цветаева: я страница твоему перу», - говорит Наталья Селезнева.

Персонажи – обычные пассажиры, у которых даже имен нет. Спектакль – словно учебник для изучения психологии толпы. Есть и провокатор – драматург, то запугивающий людей, то смеющийся над ними, готовый хоть сейчас писать свою новую пьесу.

«Вчера, не знаю, почему, ради удовольствия читал «Безотцовщину» чеховскую, - говорит актер Андрей Кайков. – И я нашел много общего между Платоновым и вот персонажем Очкариком, именно в плане провокации какой-то».

Спектакль об обществе, людях, мчащихся по жизни на бешеной скорости. Чтобы увидеть, услышать друг друга, порой так надо остановиться. Пусть и в тоннеле метро. И каждый вдруг узнает о себе, что полон ненависти и страхов.

Лечить от фобий в театре Сатиры вновь решили лучшим лекарством. Посмеяться и в этом спектакле есть над чем. И после такой терапии, возможно, кому-то из зрителей не так страшно будет ехать в метро.