25.05.2015 | 12:49

В Перми открылся Дягилевский фестиваль

Новая жизнь "Дягилевских сезонов". В Перми, где долгое время жил знаменитый импрессарио, открылся фестиваль, который продолжает традиции, заложенные самим Сергеем Дягилевым. Основное качество смотра – его мультижанровость. Представлены ретроспектива художественных фильмов, фотовыставки, драматические постановки и разнообразная музыкальная программа. Резидентом фестиваля стал композитор Леонид Десятников.  Автору будет посвящен отдельный вечер смотра. Уже традиционный международный симпозиум Дягилевского фестиваля прошел под знаком Шостаковича. Его неизвестные сочинения и открыли форум. Вдова композитора Ирина Шостакович - специальный гость научной конференции и всего фестиваля в целом. 

Все в духе Дягилева. На фестивале главное место занимают громкие премьеры, сделанные специально для этого события. Церемония открытия и сразу мировая премьера - опера "Оранго" и балет "Условно убитый" в постановке Алексея Мирошниченко. Оба произведения принадлежат Дмитрию Шостаковичу. Две партитуры, ставшие музыкальной основой спектаклей, были найдены совсем недавно в архивах Музея Глинки.

Над оперой "Оранго", действие которой разворачивается в стране Советов, Шостакович начал работать в 1932 году. Тогда весь мир науки и искусства был охвачен идеей создания сверхсущества, экспериментального получеловека -полуживотного. Долгие годы опера, а вернее пролог к ней, считали утерянной. В 2004 году ее обнаружили в архивах Музея Глинки. Так что такой эксперимент в Пермском театре, наверное, представили впервые. Наряду с балетной труппой танцует и хор.

 "Условно убитый" потребовал от постановщика и хореографа Алексея Мирошниченко большой работы с музыкальным материалом. Первоначально это был набор отдельных номеров, созданных для Ленинградского мюзик-холла. До сегодняшнего дня они были единожды проиграны в полном объеме в 1931 году в виде эстрадно-циркового ревю, в котором блистали молодые Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. В сегодняшней постановке остались лишь имена главных героев.

"Мне хотелось узнать, прочесть либретто, релиз "Условно убитый", по которому было написано, но официальный ответ давали в Ленинской библиотеке, что пьесы нет, обнаружить не удалось, либретто не существует, - рассказывает главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко. - Показы шли пять месяцев, а потом запрещали, это было навсегда. Но сохранилось три газетных рецензии".

В дни фестиваля состоится международный научный симпозиум, посвященный проблемам легкой музыки и исследованиям работ Дмитрия Шостаковича в этом направлении. Почетный гость фестиваля - Ирина Антоновна Шостакович, вдова композитора.

"Я хочу поздравить вас с открытием Дягилевского фестиваля, о котором наслышаны уже по всей России в Москве, - сказала Ирина Шостакович. - И сегодня большой день для меня, потому что впервые исполнят на сцене неоконченное "Оранго".

События фестиваля пройдут на сценах самого оперного театра, филармонии, в Музее советского наива, специально возведенном фестивальном клубе, доме Дягилева. Впервые будут задействованы павильоны выставочного комплекса "Пермская ярмарка". Там покажут спектакль Электротеатра "Станиславский" "Вакханки". 

"Это попытка дать новое дыхание, новую жизнь старому жанру античной драмы, - рассказывает директор Дягилевского фестиваля Олег Левенков. - Потому что драма была с несколькими танцами, очень музыкальная. Собственно родилась, стала литературоцентристкой, а он хочет, чтобы она была классической музыкальной. Мне кажется, ему это удается".

На фестивале будет представлен и современный балет Kaash британского хореографа бенгальского происхождения Акрама Хана. В своей работе с помощью contemporary dance и древнего нарративного танца катхак он отразит многоликий портрет бога-демиурга Шивы.

Скрипачи Патриция Копачинская и Илья Грингольц дадут сольные концерты. Одним из самых ярких событий фестиваля обещает стать творческий вечер "Десятников-гала", посвященный 60-летию выдающегося российского композитора Леонида Десятникова. Также впервые будет вручена премия Дягилевского фестиваля для молодых критиков в области академической музыки и музыкального театра "Резонанс". Закончится театральный марафон концертом Фестивального оркестра.

"Я впервые в жизни делаю такого рода спектакли. Для меня все это очень ново. Мне очень нравится", - говорит художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис. 

Традиционно "Дягилевские сезоны" - это синтез смелых экспериментов, актуальности и традиции, премьер и нового прочтения классики. 10 фестивальных дней уникального пермского фестиваля, в который раз представили яркую творческую палитру художников разных стран требовательному и благодарному пермскому зрителю.

Новости культуры