22.05.2015 | 10:20

Джон Стейнбек: "Его фотоаппарат мог улавливать мысль"

Одним из самых ярких событий программы Дней венгерской культуры в России стала ретроспективная выставка классика фоторепортажа Роберта Капы. «Он умел снимать и движение, и радость, и горе, – вспоминал о Капе знаменитый американский писатель Джон Стейнбек. – Его фотоаппарат мог улавливать мысль».

Селфи 1947 года. Роберт Капа сфотографировал себя и писателя Джона Стейнбека в зеркале во время путешествия по Советскому Союзу. Маршрут проложили по Москве, Киеву, Сталинграду, колхозам имени Шевченко. Эти снимки Капы проиллюстрировали книгу Стейнбека «Русский дневник». Фотограф и сам прекрасно писал, мечтал быть журналистом.

«Был одним из реальных основоположников коммунистической фотографии, чем, кстати, отличался от всей остальной венгерской фотографии, которая, разлетевшись по всему мир, была гораздо более фиксированная на формальном аспекте», – отметила директор МАММ Ольга Свиблова.

Венгерский фотограф еврейского происхождения Роберт Капа (настоящее имя Эндре Фридман) был человеком мира. Жил в Берлине, Америке, Париже. Вместе с Анри Картье Брессоном основал фотоагентство «Магнум». В его объективе – Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо. Но, конечно, узнают его почерк по военным снимкам. Он как никто умел схватить любое движение. Его фотографии – как кадры из фильма. Однажды запечатлел саму смерть. Снимая гражданскую войну в Испании, практически вслепую сфотографировал сражённого пулей, падающего солдата.

«До сих пор идут разговоры, постановочная фотография или нет. Я склонна верить, что этот человек действительно падает от пули, потому что все другие его фотографии – они это доказывают», – прокомментировала Ольга Свиблова.

Каждую войну Роберт Капа пропускал не только через камеру – через самого себя. Фоторепортёр журнала LIFE, он стал единственным, кто осветил высадку союзников в Нормандии во время Второй Мировой.

«Тогда он сделал более ста фотографий. Но по оплошности лаборанта практически вся съемка была испорчена. Остались лишь эти несколько кадров. Капа всегда был с солдатами. Как, например, на этой фотографии: если солдаты были в воде, он тоже был в воде», – рассказала куратор от Венгерского национального музея Этелка Байн.

Увидев сотни смертей и военные конфликты, Капа убедился: война – самое бессмысленное, что может быть на Земле. Неоднократно доказывал это, фотографируя мирных граждан всех стран, участвующих в конфликте. Свою службу с фотоаппаратом нёс до конца. Сделав последний снимок во Вьетнаме, погиб от взрыва противопехотной мины.

Новости культуры