07.04.2011 | 11:21

"Белое на черном" орловского театра "Свободное пространство"

Орловский театр «Свободное пространство» привез в Москву «Белое на черном». Спектакль по одноименной книге русского испанца Рубена Давида Гонсалеса Гальего, которая в 2003 получила русского Букера, была переведена на множество языков и стала сенсацией. Это исповедь больного церебральным параличом, написанная буквально одним пальцем. Советская власть разлучила его с матерью, и он был вынужден выживать сначала в детском доме, потом - в доме престарелых. В Москве спектакль «Белое на черном» показывают в рамках внеконкурсной программы «Маска плюс» фестиваля «Золотая маска». Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Режиссер Геннадий Тростянецкий прилетел из Петербурга за несколько часов до показа и сразу – к актерам, проверяет – готовы ли. С прическами «из шестидесятых», в черных костюмах, как члены Политбюро, в белых халатах – медсестры, здесь уже за кулисами все на контрасте. В 2009 этот спектакль сначала взорвал город Орел, потом расколол зрителей.

«Приходят, смотрят, иногда говорят, что второй раз не пойдут, потому что слишком сильное потрясение, но как правило, говорят, что да, об этом надо говорить, это надо увидеть», - рассказывает художественный руководитель Орловского Государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство» Александр Михайлов.

Играющий главную роль Артем Исаков за несколько минут до начала внешне спокоен, знает, ему столько еще предстоит. За 2 часа 40 минут эта роль, в который раз его высушит.

Его герой разбитый параличом, фактически - без рук и без ног, ползающий и корчащийся, и не раз многие спрашивали – этично ли это играть. Он сам признается, невероятно трудно на сцене прожить то, что в жизни не пережил. Но эта роль, как ни странно, каждый раз ему дарит то главное, что есть в книге самого Рубена Гальего.

«Меня поразила его откровенность, его простота и любовь к жизни. Именно эту любовь зачастую полностью и не удается передать на сцене, потому что она колоссальная, через что он прошел и провел своих близких, свои мысли и чувства… Через этот путь не каждый человек пройдет с руками и ногами», - говорит актер.

Вот члены Политбюро лепят судьбу, словно из пластилина, лишают женщину ребенка, дочь секретаря Компартии Испании, это и есть мать Рубена Гальего. Он сам, отправленный выживать в детский дом для инвалидов, потом – умирать, а ему всего-то 15, в дом престарелых. Не нужный никому, не видящий ничего – кроме этой, белой, холодной, будто мертвой кафельной плитки.

«Это вовсе не значит, что спектакль мрачный, наоборот, мы хотели, чтобы было много юмора, веселья, озорства. Герой этого спектакля – Рубен Давид Гальяго, ныне живущий и здравствующий в США – очень живой, невероятно любящий жизнь, хотя судьба очень жестоко и жестко с ним обошлась. Этот внутренний жизненный запал рождает какую-то театральность, какой-то азарт», - говорит режиссер-постановщик Геннадий Тростянецкий

В этом спектакле, поставленном по ставшей сенсацией книге, в этой исповеди, все равно белого больше чем черного, как и в жизни самого Рубена Гальего. Пройдя через, кажется, невозможное, в 33 года он все-таки встретился с матерью.

 

Все материалы о фестивале «Золотая маска»>>>