07.04.2011 | 11:51

"Карл Фаберже и мастера камнерезного дела"

В зале Успенской звонницы музеев Московского Кремля все готово к торжественному открытию выставки под названием «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России». Стоит напомнить, что самоцветы – это не изумруды и рубины, самоцветами называли полудрагоценные, поделочные камни: яшму, лазурит, халцедон. В кремлевской экспозиции – не только прославленные шедевры великого придворного ювелира, но и работы уральских камнерезов, во многом вдохновивших Карла Фаберже. Там произведения, созданные для монарших фамилий, там же и вещи, которые были предназначены для более широкого круга покупателей, и они, надо заметить, нисколько не уступают знаменитым кунштюкам: ни в качестве, ни в красоте. Рассказывают «Новости культуры».

 

Русские самоцветы во французской оправе, помноженные на камейную болезнь Екатерины и любовь к экспериментам Фаберже. В четырех сотнях экспонатов – вековая история ювелирного искусства, в котором даже каменный цветок становится верхом изящества.

Рядом с фантазийными веточками Фаберже – пресс-папье работы уральских мастеров – с малиной, черникой, смородиной из самоцветов. Удовлетворить страсть императрицы к камню были призваны три завода: Петергофский, Екатеринбургский и Алтайский. Произведения уральских мастеров украшали дворцы Петербурга и пригородов. От гигантской 5-метровой Колывановской вазы до камерных предметов на будуарном столике императрицы.

«Зная, что царица так любит самоцветы, мастера Екатеринбургской фабрики сделали для нее по заказу Тобольского губернатора Кашкина удивительный грот «Фонтан», который состоит из яшм Урала. Для их поиска были специально образованы поисковые партии, которые изыскивали на Урале разные яшмы», - говорит куратор выставки Татьяна Мунтян.

Глиптикой – искусством резьбы по драгоценному камню – активно интересовался Карл Фаберже. Экспериментировал даже с грубыми породами - типа шокшинского кварцита – делал из них спичечницы. А подобрав оттенки серой яшмы, сумел создать поликаменную скульптурку солдата. Великий Фаберже ориентировался не только на творения высококлассных фабричных мастеров, но и на работы уральских кустарей.

«Мы, к сожалению, не смогли показать в нашем небольшом зале все, что мы отобрали – пришлось оставить почти половину от того, что было нами задумано. Мы постарались ввести в научный оборот как можно больше предметов, связанных с камнерезным искусством, абсолютно русским и очень популярным, как в XVIII, так и в XIX веке, как в России, так и в Европе», - рассказывает директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Долгое время в моде – каменная анималистика. Подарить попугайчика, собачку, мушку считается изящным и ненавязчивым, не то, что золотое украшение. Фаберже и Картье конкурируют на этом рынке. Получается - каждой твари по паре.

Одна из сенсаций – коллекция «Воюющие державы». Союзники России в Первой мировой – Италия - капитолийская волчица, Сербия – еж с латунными иглами, противники – Болгария – вша, пьющая кровь человека, Турция – жаба со снарядом во рту, кайзер Вильгельм на свинье, аллегория Германии. Их считали плодом фантазии Ивана Ефремова, автора романа «Лезвие бритвы». Недавно обнаружилось: коллекция существует в Перми.

«Был ли это заказ? Не исключено, что это могло быть инициативой самого автора, который предполагал это преподнести в дар государству или императорскому дому. Но поскольку грянула революция – этим планам не удалось осуществиться. И эта серия почти целиком – пропала фигура России – сохранилась», - отмечает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Зельфира Трегулова.

В этих витринах – редкости. Из ценного родонита царю делали запонки, а в советское время оформляли станцию метро Маяковская. До революции еще водились в Отечестве цельные куски малахита – теперь залежи этого камня исчерпаны. Уже почти никто не слышал о лабрадорите, открытом в XVIII веке. А эти тончайшей работы часы – единственный в мире предмет, сделанный из породы, называемой «гриот».

Читайте также: Самоцветные сокровища России в Кремле

Самоцветные сокровища России. Шедевры Фаберже - на выставке в Кремле