20.05.2015 | 10:37

Языковую политику обсудили на высшем уровне

В Кремле состоялось совместное заседание Совета при президенте по русскому языку и Совета по межнациональным отношением. В нём принял участие президент России Владимир Путин. В центре внимания – русский язык, который является одним из важнейших объединяющих культурных факторов многонациональной России.

В таком совместном формате советы при президенте РФ работают впервые, но не случайно. Общих задач у них немало. Языковая политика, конечно, в том числе.

Открывая заседание, Владимир Путин, отмечает: сбалансированная эффективная языковая политика – один из очевидных приоритетов.

«В нашей стране проживают представители 193 национальностей, и они говорят на почти трёх сотнях языков и диалектов. Здесь отмечу, что письменность для многих языков была разработана лишь в советское время, силами выдающихся русских учёных, лингвистов, филологов. С 1920 по 1940 год своя письменность появилась у 50 национальностей. До этого письменности у этих народов не было», – сказал президент.

Владимир Путин напомнил и о традиции переводить книги авторов, пишущих на родном языке. Президент отметил, что важны фундаментальные и прикладные исследования в области изучения и поддержки языков народов России. Председатель совета по русскому языку Владимир Толстой сказал, что в первую очередь необходимо объединить усилия специалистов и выработать общую государственную программу по сохранению и развитию русского языка и языков народов России.

«Есть исчезающие языки объективно. Просто малочисленные народы, малый ареал распространения языков. Нужно сделать всё, чтобы сохранить, зафиксировать, изучить эти языки. Там, где достаточно большие группы людей говорят на языках, которые являются, в то же время, государственными – татарский, башкирский, якутские и другие языки – нужно сделать всё, чтобы писатели, пишущие на этих языках, переводились на русский», – прокомментировал он.

Здесь проблем немало. Председатель совета «Ассоциации финно-угорских народов России» Пётр Тултаев говорит, что уходит традиция перевода произведений художественной литературы, к примеру, с чувашского на мордовский или с удмуртского на татарский. Предлагает увеличить в Литинституте имени Горького число бюджетных мест по таким специальностям, как «Литературный работник», «Переводчик художественной литературы». Писатель и телеведущий Игорь Волгин предложил и после окончания вузов проверять знание русского в обязательном порядке. Людмила Кольцова, завкафедрой русского языка из Воронежского госуниверситета, была еще более категорична.

«Михаил Васильевич Ломоносов определял так: цель науки – удовольствовать любопытствующее око и увеселять летающее остроумие. А сейчас мы слышим по телевидению человека, который разрабатывает стратегию образования, и он говорит следующую фразу: «Потребитель в лице родителя должен получать образовательные услуги за счёт эффективного менеджмента в образовании». Людей, которые так говорят, которые так думают, на пушечный выстрел нельзя подпускать к образованию и просвещению», – заявила она. 

Про образование говорили много. И о том, что русский язык и литературу нужно выделить в самостоятельную предметную область (сегодня они включены в понятие «филология»). И о том, что часы изучения русского языка за последние годы сократились. И о том, как повысить эффективность обучения – например, делить классы на уроках русского.

«Чтобы у учителя была возможность работать не с 25-30 учениками, а с 12-15 – это же даёт возможности для большей индивидуальной работы с каждым учеником, а, следовательно, обеспечивает другой результат подготовки обучающегося», – пояснила ректор Северо-Кавказкого федерального университета Алина Левитская.

С нового учебного года все школьники с пятого по девятый классы будут учиться по новому стандарту, вот только учителя не знают, чему будут учить – отметила завкафедрой филологического образования Московского института открытого образования Людмила Дудова – отсутствует предметное содержание образования. Учителя-словесники создали свою концепцию школьного филологического образования. Её и предложено взять за основу для школьных стандартов.

Каждое из предложений, по словам президента, заслуживает внимания, изучения и внедрения. Какими темпами – пока сказать сложно, но известно, что такая совместная работа будет продолжена.

Новости культуры

Читайте также:

Владимир Путин провел в Кремле совместное заседание двух советов при президенте России