07.04.2011 | 16:22

Концерт американского скрипача Джошуа Белла

Американского скрипача Джошуа Белла мировая пресса именует не иначе как суперзвездой классической музыки. Его биографию впору экранизировать. Белл родился в семье известных психологов. Они и заметили, что их четырехлетний сын наигрывает мелодию на растянутой резинке, прикрепленной к ручке тумбочки. Карьера Джошуа была стремительной – концерты в лучших залах, блестящие записи и, как следствие, – премии «Грэмми» и «Оскар». Артист и сегодня на вершине успеха. В Москве, в Международном доме музыки, он исполнял на своей скрипке Страдивари камерные произведения. Рассказывают «Новости культуры».

 

Концерт в Польше, потом самолетом в Москву – два часа, чтобы отдохнуть от перелета, прорепетировать и где – нибудь по пути съесть сэндвич. За кулисами Джошуа Белл интересуется – у кого-нибудь есть фен? Это не форс-мажор, а будни большого музыканта. «Я к этому привык, - объясняет Джошуа Белл, и, знаете, в таком ритме чувствуешь, что живешь полной жизнью. Такой драйв. И сейчас выйду на сцену, и вы это услышите».

Джошуа Белл живет в Нью-Йорке, его пианист - Сэм Хэйвуд – в Лондоне. Их дуэт сложился не так давно. С концертами уже объездили Америку и Европу. Предпочтение отдают старинным инструментам. Сэм Хэйвуд, например, выпустил диск с произведениями Шопена, исполнив их на музыкальном инструменте 1848 года, принадлежавшем композитору. В руках Джошуа Белла еще более уникальный инструмент - скрипка работы Антонио Страдивари 1713 года.
 

«У этой скрипки удивительная история, - рассказывает Джошуа Белл. - На ней в свое время играл польский скрипач Бронислав Губерман, и у него эту скрипку дважды похищали. Публика не слышала ее голоса пятьдесят лет. Потом скрипку нашли. И вот теперь я на ней играю».
 

Несмотря на то, что скрипку дважды похищали, Белл не боится рисковать. В час пик выступил на одной из станций вашингтонского метрополитена. Скрипка Страдивари в метро звучала 45 минут. На этом концерте больше тысячи человек. Примерно такое же количество людей стали свидетелями выступления Джошуа Бела в Нью-Йоркской подземке. Из сотен спешащих людей лишь один человек узнал музыканта. Гонорар скрипача составил 32 доллара. «Вы знаете эту историю? Я это делал по заданию редакции «Вашингтон пост». Это был эксперимент. Да я играл на этой скрипке в великих залах и в подземке, что было, то было», - признается музыкант.

Журналист, которого Джошуа Белл вдохновил на музыкальный очерк о подземке, получил Пулицеровскую премию. В тот же год сам Джошуа стал обладателем высшей награды, присуждаемой американским исполнителям академической музыки. И хотя выступление в метро заставило пересмотреть взгляд на современное общество, не говоря уже о самом маленьком гонораре в жизни музыканта, Джошуа Белл открыт для новых экспериментов.