18.05.2015 | 16:00

Центр имени Грабаря покажет полотно Тасселя из музея-заповедника "Архангельское"

Сегодня, в День музеев, многие российские собрания проведут дни открытых дверей. Раз в году обычные посетители могут попасть в закулисье знаменитых хранилищ. Самыми закрытыми в музейной иерархии считаются реставрационные мастерские. Впервые за 90 лет, и всего на два дня, распахнет для гостей свои двери и Центр имени Грабаря. Здесь покажут недавно восстановленное полотно Тасселя из музея-заповедника «Архангельское».    

В 2008 году на реставрацию в Центре имени Грабаря поступила картина Тасселя «Жертвоприношение Ифигении». Она является единственным в российских музеях произведением французского художника. Не вызывает сомнений, что сотрудники успешно справились бы с реставрацией полотна. Но в 2010-м в Центре Грабаря случился пожар. Полотно Тасселя было фактически уничтожено.

«Когда мы вбежали в комнату, картина была перевернута на мольберте. Или пожарные, или то, что падало с крыши, – в общем, ее немного снесло, и она, оставшись закрепленной на мольберте, опрокинулась. И, может быть, это ее и спасло», - размышляет завотделом реставрации масляной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря Надежда Кошкина.

После пожара в музее-усадьбе «Архангельское», где хранилось полотно, с ним фактически распрощались. Но реставраторы решили спасти картину. После тщательного исследования стало понятно, что живопись не уничтожена, а скрыта под гарью, копотью и спекшимся лаком. Разработали уникальную методику. Картину, буквально по сантиметру, возвращали из небытия. Сегодня смело можно сказать, что реставраторы совершили настоящее чудо. Картина практически полностью восстановлена.

«Сложность состояла в регенерации внутренних красочных слоев и связующих пигментов, - объясняет художник-реставратор Ася Назарова. - Нужно было насытить пигменты для того, чтобы они снова проявили свой цвет и остались такими».

Картина Тасселя «Жертвоприношение Ифигении» создана по сюжету одного из эпизодов Троянской войны. Датируется XVII веком. Более чем за 350 лет своего существования картину не однажды реставрировали. Но подобной операции в истории полотна не было.


Новости культуры