18.05.2015 | 10:28

В Государственном историческом музее – новая экспозиция

Свой профессиональный праздник – Международный день музеев, который отмечается 18 мая, – в Государственном историческом музее встречают новой экспозицией. В Парадных сенях главного здания на Красной площади прошла презентация «Античного уголка». Он включает уникальные памятники античного искусства после реставрации. Еще одна выставка – портреты и городские пейзажи XIX века, которые разместились вдоль парадных лестниц.

Музей представляет три памятника античного искусства. Саркофаг, обнаруженный профессором Кулаковским на территории Крыма, датирован вторым веком нашей эры. Покоилась там женщина, очевидно, знатного рода. Сохранились остатки тканей, гребень, шкатулки и даже корзина с орехами. Древности сейчас изучают специалисты, а потому зрителям их не показывают. Надгробье в виде сидящей женщины V века до нашей эры, созданное предположительно в Афинах и использованное дважды – как надгробье и как основание для надписи в честь Аполлона. Памятники недавно были отреставрированы.

«Это наша заявка на создание новой большой экспозиции, посвященной античному и византийскому периодам в истории нашей страны в залах Исторического музея», – прокомментировал сотрудник музея Денис Журавлёв.

Третий памятник – эту часть парадного фасада, возможно, храма, первых веков нашей эры, зрители музея впервые увидели на самой первой выставке музея в 1883.

Ко времени основания музея восходит и традиция украшать его стены значимыми произведениями искусства. Правда на красной лестнице, которая ведёт к залу русской культуры конца XIX - начала XX века, их размещают впервые.

Десять портретов работы Головина, Пастернака, Рокотова… На одном из них – Екатерина Великая. На посетителей смотрят князья, выдающиеся историки, философы, поэты, историки. Есть здесь и портрет лауреата Нобелевской премии Мечникова.

«В ряде портретов имена художников менее важны, чем имена изображенных лиц. В самом конце нашего подъема по лестнице мы встретим портрет замечательного ученого и прекрасной женщины Прасковьи Уваровой, урождённой княжны Щербатовой, которая стала супругой Алексея Сергеевича Уварова, возглавлявшего долгие годы музей. А после его кончины она смогла продолжить его деятельность в качестве исследователя, археолога, публикатора и коллекционера», – рассказала сотрудник Исторического музея Наталья Перевезенцева.

Три городских пейзажа можно увидеть на другой – зелёной лестнице музея. Особенно выделяется «Панорамный вид Москвы с Воробьёвых гор». Это работа немецкого живописца Вильгельма Барта – его идеальная, восставшая из пепла спасительница-Москва.

«Это образ райского сада, чудесного города, в нём нет никаких изъянов. Москва не могла так выглядеть в 1820-1821 годах, когда писалось это полотно – ещё были видны следы пожаров, пропуски в городской панораме. Но вместе с тем художнику удалось создать такую точность, которая завораживает», – отметила Наталья Перевезенцева.

Картина попала в собрание музея после Второй мировой, и после реставрации её показывают впервые.

Новости культуры