15.05.2015 | 17:33

Минобрнауки утвердило три линейки учебников по истории для школ

Министерство образования и науки РФ утвердило три линейки школьных учебников по истории - от трех российских издательств. Об этом сегодня сообщил источник по итогам заседания научно-методического совета по учебникам под председательством первого замглавы Минобрнауки Натальи Третьяк.

Об отличиях между новыми и старыми учебниками рассказал член авторского коллектива новой линейки учебников по истории Александр Данилов.

"Новые учебники отличаются от прежних, главным образом, тем, что в их основе лежит единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом. Это попытка достичь на их основе общенационального консенсуса по нашей истории. На мой взгляд, это получилось", - сказал он.

По словам Данилова, именно поэтому такой взыскательной и бескомпромиссной, "беспрецедентно строгой" была экспертиза, проведенная не только учеными Российской академией наук и Российской академией образования, общественными организациями, но и Российским историческим обществом, специалистами из различных регионов страны.
   
"Писать учебник стало труднее. Но едва ли эти трудности следует связывать с появлением единой концепции. Труднее - потому что произошли большие перемены в целом", - в свою очередь, добавил преподаватель истории Лицея НИУ "Высшая школа экономики" Игорь Андреев.
     
По его мнению, неизмеримо возрос груз ответственности на авторов. "Учебник истории и формирование массового исторического сознания - вещи взаимосвязанные. Причем оттеснение учебника истории как источника информации детей чуть ли не во второй десяток (следом за Интернетом, блокбастерами и т.д.) ситуацию лишь путает. Забывают, что вместе с учителем учебник формирует системное знание и соответствующие ценности. Всем этим не могут похвастаться "впереди стоящие" источники информации наших детей", - считает Андреев. 

Трудности, по словам историка, связаны и с новой периодизацией отечественной истории. "Не станем вдаваться в профессиональные споры, насколько эта периодизация обоснована. Но часть материалов пришлось основательно "перетасовывать" и расширять", - отметил автор. Он напомнил, что новая линейка учебников рассчитана на линейное изучение отечественной истории с 6 по 10 класс. "Прежних повторений, как это было при концентрическом построении, не будет. Такой подход дает возможность более основательно изучать прошлое. К тому же, более поздний и спорный период изучается старшеклассниками. Понятно, что здесь больше возможностей для откровенных и глубинных разговоров о нашем великом и драматическом прошлом", - сказал Андреев.

Александр Данилов рассказал, что, при составлении учебников, их создатели обратились "за дополнительной экспертизой в Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата", поскольку, по его мнению, "в учебниках, впервые достаточно полно, представлена роль Русской православной церкви и других религий в жизни многонационального российского общества". "В этой требовательности и общественном внимании - залог успеха всего проекта", - уверен Александр Данилов.

Он добавил, что это лишь начало. "С сентября книги поступят в школы, и тогда начнется самая главная и самая взыскательная экспертиза учителей и школьников. Мы готовы учесть все те замечания и предложения, которые поступят от наших читателей. Тогда и будет достигнута главная задача всего этого трудного и нового дела", - считает Данилов.

Он добавил, что новые учебники будут вводится постепенно, после апробаций. "Массово начнут это делать, по-видимому, с 6 класса и далее. Так что учащихся нынешних 6-10 классов это никак не заденет", - заключил автор. 

ТАСС