08.04.2011 | 13:08

В Петербурге началась "Эпоха оптимизма"

«Эпоха оптимизма» – так называется новый выставочный проект галереи «Росфото». Экспозиция посвящена советской фотографии 1920-х – 1940-х годов. Большинство авторов сегодня известны лишь в профессиональной среде, но «пойманные» ими кадры знакомы всему миру. Строители новой страны искренне верили, что смогут «сделать сказку былью». На снимках «эпохи оптимизма» остались и мечты поколения энтузиастов, и реальные приметы времени. Рассказывают «Новости культуры».

 

На снимках – вся история эпохи оптимизма и больших надежд. Фотографии хрестоматийные: «лампочка Ильича», стахановское движение, ликвидация безграмотности. Каждый снимок уникален по сюжету и технике исполнения.

«Он должен был сделать этот кадр, потом перекрутить пленку и сделать другой кадр. То есть, пролетая на самолете над Исаакиевским собором, сделать это было практически невозможно. То есть фотограф в маленький видоискатель камеры должен был увидеть этот момент», – рассказывает председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков.

С самой простой тогда камерой «Лейка» советские фотографы работали, почти как снайперы, прицельно и точно. Из толпы комсомольцев на демонстрации щелчок затвора непременно выхватывал яркий и говорящий кадр. Теперь герои этих фотографий стали символами целой эпохи. Как и другие приметы времен всеобщей индустриализации и коллективизации. К примеру, повседневная жизнь коммуналки, где обед варят всей квартирой, уже навсегда вошла в историю. Эти снимки тогда публиковали в газетах, теперь их сохраняют как раритеты монументального искусства.

«Мы показываем музейные выставки. Мы не столько ориентировались на репортаж, который позволяет понимать что-то о жизни, сколько на искусство, которое позволяет понимать о жизни гораздо больше», – подчеркивает генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «Росфото» Захар Коловский.

Исторические снимки создавались на кинескопических пленках, но удивительная четкость не потерялась даже при увеличении. Возможно, потому, что даже сейчас негативы проявляли и печатали дедовским способом – под красной лампой.

«Здесь, когда есть и человеческая сила духа, и человеческая боль, и жизнь, и смерть, и вот эти морщины, мне кажется, что это и есть настоящее искусство», – говорит фотохудожник Владимир Пешков.

Собирая по архивам экспозицию, было важно из разрозненных снимков создать единое полотно, признаются организаторы. Именно поэтому известные нескольким поколениям кадры Красного флага над Рейхстагом и Парада Победы на Красной площади дополняют случайно подсмотренные детали военного времени или мирной жизни. Даже самые маленькие посетители смогут найти здесь сюжеты, знакомые и понятные именно им.