21.05.2015 | 16:39

Календарь. 21 мая 2015 года

Он писал: «Благодаря живописи стало понятым измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись».
Он не разделял искусство и науку, которая была для него источником открытий. Отправной точкой для творчества он считал реальность и разум.
Его картины – способ философского осмысления мира. Он писал Апокалипсис. Зашифровывал в гравюрах сложные символические образы.
Их полное постижение требует знания естественных дисциплин и священной истории.
Универсально образованный человек, теоретик искусства, для нас он стоит в ряду титанов Возрождения. Но Германия XV-XVI веков для таких людей имела свое определение. Альбрехта Дюрера называли «мастер».
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года.
«Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить, – писал восхищенный Эразм Роттердамский, – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос».
Альбрехт Дюрер 1471 – 1528

Свою последнюю работу «Сон» он прокомментировал так: «Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки».
Андре Бретон писал впоследствии: «Я близок к тому, чтобы утверждать: это великое полотно впитало в себя всю поэзию и все тайны нашего времени. Для него характерна неисчерпаемая свежесть открытий...»
21 мая 1844 года родился Анри Руссо.
До 41 года он работал обычным клерком в таможенном департаменте Парижа. Непоколебимая вера в собственный талант дала ему силы бросить привычный уклад жизни и полностью посвятить себя живописи.
Его искусство, опирающееся на совершенно плоскую трактовку всех форм, не только не учитывало стандартные, принятые ещё в эпоху Возрождения правила изображения перспективы, но и осознанно пренебрегало ими.
Его застенчивость, скромность и необыкновенная доброта породили легенду о Руссо Таможеннике как о наивном гении, который на самом деле никогда не понимал образных приемов авангардного искусства.
Одним из авторов этой легенды был Гийом Аполлинер. Он творил мифы, пропуская через поэтическое воображение историю жизни художника, а тот, в свою очередь, увековечил на холсте его образ. Аполлинер стал и автором эпитафии, которую высекли на могильном камне Руссо:
Милый Руссо, ты нас слышишь?
Мы приветствуем тебя, Делоне, его жена,
Господин Кеваль и я.
Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам.
Мы доставим тебе кисти, краски, холсты,
Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины,
Ты посвятил живописи,
И чтобы, как когда-то меня, ты написал звездный лик.

Анри Руссо 1844 – 1910

21 мая 1951 года в Нью-Йорке открылась выставка, которая вошла в историю как «Представление на 9-й улице». В ней приняли участие Марк Ротко, Виллем де Кунинг, Джексон Поллок.
Выставка стала поворотным моментом современной культуры. Газеты писали: «Америка, сбросив оковы провинциализма, доказала, что эпицентр авангарда отныне не Париж, а Нью-Йорк. Здесь и сейчас творится история искусства».
Нью-Йорк 1951