08.04.2011 | 23:34

Пермский театр привез на "Золотую маску" арт-оперу "Жизнь человека"

Все необычное на фестивале «Золотая маска» всегда привлекает к себе особое внимание. А сегодня и вовсе речь шла о таком не классическом жанре, как арт-опера. Именно в этом жанре представлена философская притча Леонида Андреева «Жизнь человека». Режиссер Борис Мильграм поставил эту пьесу в Пермском театре под названием «Театр». Мильграм искал особый способ выражения, особый театральный язык. Ему помогали в этом художник Теодор Тэжик, художник по костюмам Ната Тэжик-Бенман и композитор Владимир Чекасин. Каждый выдвинут на премию в соответствующей номинации. И сам спектакль фигурирует в номинации «Эксперимент». Рассказывают «Новости культуры».

 

Первым музыку в пьесе Леонида Андреева «Жизнь человека» расслышал композитор Владимир Чекасин. Он говорит, что андреевский текст удивительно музыкален, речь персонажей – крайне ритмична. Менять не пришлось практически ничего – только сокращать и переставлять местами. Зато для каждого из андреевских характеров, которых в пьесе множество, пришлось искать свой стиль и жанр.

«Сто лет должно было пройти после его смерти, потому что музыка накопила тот багаж, необходимый, который нужно иметь, чтобы реализовать эту систему образов огромную, которая у него там заложена», - говорит композитор Владимир Чекасин.

Спектакль разбит на отдельные яркие картины. «Рождение человека и муки матери». За ней следуют «Любовь и бедность», «Бал у человека», «Несчастье человека», «Смерть человека». Они – есть самые яркие моменты жизни: от счастливого рождения – через молодость и успех – к разорению, старости, смерти. Вечная тема. Для режиссера Бориса Мильграма, который мечтал о пьесе Андреева четверть века, это еще и ответ на очень важный внутренний вопрос.

«Стоит пересмотреть свое отношение к смерти, чтобы жить свободнее. В результате – зачем мне нужен этот спектакль, чтобы освобождаться, чтобы свободнее жить, чтобы не приближать ее и не бояться ее, - объясняет режиссер Борис Мильграм. - Интересно заниматься жизнью, смертью заниматься неинтересно. И ее нужно перестать бояться. И посвятить себя жизни. Потому что жизнь невероятно интересна».

Теодору Тэжику, придумавшему для спектакля декорации, маски, куклы, близка философия своих соавторов. Он предлагает яркие и разнообразные сценические решения.

«Между мной и этим спектаклем стоит гениальный мой друг, Володя Чекащин, который придумал это невероятное чудо, набор обстоятельств, жанров и т.д. Написал очень шокирующую музыку. Получился замечательный спектакль, более того, он стал понятен всем только под конец репетиций, когда все сошлось. Это самое главное, чтобы в нужный момент все сошлось», - уверяет сценограф Теодор Тэжик.

После того, как все сошлось, и спектакль больше года с успехом идет на сцене Театра-театра в Перми, режиссер Борис Мильграм уверен: «Жизнь человека» должна «обрушиться» на зрителя, затронуть его эмоции. Но, чтобы воспринять такую символическую феерию, театральный фьюжн, в котором смешано множество музыкальных и драматических жанров, нужно полностью доверять театру. В данном случае, Театру-театру из Перми.

Все материалы о фестивале «Золотая маска»>>>