08.05.2015 | 11:02

Музыкальный марафон в День Петра Ильича Чайковского

Вчера исполнилось 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, первого русского композитора, который обрёл мировую славу и стал самым исполняемым в мире русским классиком. В пантеоне национальных гениев имя Чайковского в первом ряду, там, где Пушкин. При жизни он довольно часто подвергался нападкам, критики упрекали его в банальности, в потакании вкусам невзыскательной публики. Но он полагал, что время его музыки настанет. Только вряд ли предполагал, что завершения у этого времени не будет.

День Чайковского открыли Валерий Гергиев и Денис Мацуев. В Концертном зале, носящем имя прославленного  композитора, они исполнили все три фортепианных концерта Петра Ильича. Начали с третьего - последнего,  посвященного французскому пианисту Луи Дьемеру. Над этим сочинением Чайковский работал в последние месяцы своей жизни. В его основе лежит первая часть неоконченной симфонии. Это самый редко исполняемый концерт композитора, а самый популярный - первый.

Всего спустя несколько часов Мацуев и Гергиев играли в Клину. Этим особым концертом Пасхального фестиваля закрылся фестиваль имени Чайковского в его доме-музее.

Торжества, посвященные композитору, прошли, конечно, в Воткинске, где Чайковский родился и прожил 9 лет. Там он получил первые музыкальные впечатления, слушая романсы в исполнении матери и песни местных рыбаков. В Благовещенском соборе, в котором крестили будущего композитора, прошла торжественная литургия.

В доме-музее в городе Алапаевске, где будущий композитор провел 15 месяцев, была представлена обновленная экспозиция, состоялись камерный концерт и возложение цветов. Также открылась выставка картин, на которых изображены сцены из балетов Чайковского.

Редко исполняемое произведение - кантату "К радости" - сыграл студенческий оркестр Петербургской консерватории, где Чайковский стал первым и самым знаменитым выпускником. Уехав в Москву автором ученических работ, молодой композитор преподавал, писал музыку и довольно быстро стал известным. В "Лебедином озере" музыка перестала быть просто фоном, сделалась более выразительной и образной. Только премьера вышла не очень удачной.

"Он написал этот балет, - комментирует ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе, - который, к сожалению, имел чудовищную судьбу при его жизни, потому что музыка не очень нравилась, она была очень сложная, симфоническая. Они это все переписывали, перекладывали части. По требованию балерин вставляли вариации из других балетов, что ему совершенно не нравилось".

Через год после "Лебединого озера" Петр Ильич написал четвертую симфонию и посвятил ее баронессе Надежде фон Мекк. Они переписывались 14 лет и ни разу не виделись. Таким было условие их общения.

Свою последнюю симфонию - "Патетическую" - Петр Ильич назвал наилучшей. На премьере дирижировал сам. Ни критики, ни публика сочинение не поняли. Спустя 9 дней композитор умер. В следующий раз симфония звучала уже на концерте, посвященном Чайковскому, и мела грандиозный успех, как и сегодня вся его музыка.

Новости культуры

Все материалы к 175-летию П.И. Чайковского>>>