11.04.2011 | 10:25

Лайт-опера "Мертвые души" на фестивале "Золотая маска"

Фантасмагория, интеллектуальная мистификация, авантюрная комедия с головокружительными поворотами и почти детективной интригой – на таком определении настаивают авторы спектакля «Мертвые души». Для постижения необъятного и сложного мира гоголевских героев в екатеринбургском театре музкомедии выбрали «легкий жанр». В итоге – постановка, выстроенная не на одном произведении классика, претендует на семь «Золотых масок». Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Что будет, если в одном спектакле смешать Гоголя философского и комического, лихо закрутить привычных персонажей классика в детективном сюжете, сдобрить все это музыкой, танцем, драмой? Получится музыкальная комедия, гоголь-моголь в 2-х актах. Игровая фамилия классика оказалась кстати.

«Я назвал это лайт-оперой, потому что здесь нет страшных заумных, сложных построений, авангардных звучаний, этого ничего нет, она очень съедобна, обращена к самым широким слоям публики», - рассказывает композитор Александр Пантыкин.

Александр Пантыкин не только сочинил музыку, но и придумал новый сюжет. А дальше – полтора года работы в Театре музкомедии Екатеринбурга, причем по собственному авторскому рецепту художественного руководителя Кирилла Стрежнева. Все этапы работы – всегда вместе – режиссер, композитор, драматург, художник, актеры, - в спорах и поисках. Стрежнев уверен, именно в таком соавторстве – секрет успеха его театра. У него даже нет второго состава артистов. У каждого – персональная ответственность. Рецепт, похоже, беспроигрышный – на «Золотую маску» номинированы все соавторы этого необычного спектакля.

«Зритель менее высокого интеллектуального уровня, принимает сюжет, который не плох. Интеллектуалы принимают философия и аллюзии, этот микс, который пронизывает весь спектакль», - рассказывает Стрежнев.

Все известные персонажи на местах, но их не узнать. Чичиков путешествует по следам Хлестакова. Сталкивается с героями Гоголя из разных произведений. Но цели – все те же, только цинизма больше. В исполнении Евгения Зайцева Чичиков неприлично молод и обаятелен, полон амбициозных планов.

«Мой Чичиков – это больше собирательный образ, - рассказывает актер. – Так как он молодой, это может быть и Остап Бендер, и Кречинский, и Хлестаков. Я все еще нахожусь в поиске, и каждый раз нахожу какие-то маленькие чертинки».

Одна из трех номинантов на главную женскую роль – Мария Виненкова – Лизанька, губернаторская дочка. У Гоголя она лишь златокудрое видение Чичикова. В спектакле - она один из главных двигателей интриги.

«Заканчивается все тем, что она обула всю губернию, и смотала с кучей денег, с кучей впечатлений вместе с Чичиковым – покорять Россию своими похождениями бандитскими, - рассказывает актриса. – Ну, я вам все раскрыла, что играть теперь».

Костюмы для столь разнопланового спектакля – огромное поле для фантазии. Художник Сергей Александров создал настоящие ребусы. Разгадав их, внимательный зритель гораздо глубже проникнет в философию спектакля. Настоящие мертвые души – чиновники. На ногах у них вместо ботинок – копыта. Шикарные кринолины на дамах – безупречны только с фасада. Стоит им повернуться, сразу же обнаруживается истинное содержание.

По словам художника, «соединение абсолютно несоединимых тканей, и есть тлен. Фасад прекрасен, а повернешься сзади – уже все облезло».

Город N снова облапошен. Чичиков движется по просторам России навстречу новым авантюрам. И никакой – даже самый легкий жанр – не отменяет вечного гоголевского вопроса. Правда, звучит он чуть иначе: куда несемся мы?

Все материалы о фестивале «Золотая маска»>>>