11.04.2011 | 10:36

Стеделик-музей откроют после реконструкции в 2012 году

Один из самых знаменитых в мире музеев современного искусства - Стеделик (Городской музей) - в Амстердаме, который с 2003 года находится на реконструкции, планируется открыть в следующем году. Об этом сообщил на открытой встрече в субботу в столичном центре современного искусства "Гараж" куратор музея Мартин фон Ньювенхайзен.

Городской музей или Стеделик (The Stedelijk Museum) был основан в 1874 году и практически сразу ориентировался на современное искусство. К концу прошлого столетия музей насчитывал самое большое собрание картин Малевича за пределами России, крупнейшую коллекцию современного искусства, а также шедевры авангарда, абстракционизма, модернизма и других ведущих течений XX века. К началу XXI века, здание в котором располагался Стеделик,  уже не отвечало запросам все растущей коллекции и экспозиционным возможностям.

Как рассказал Ньювенхайзен, был объявлен конкурс на разработку нового проекта музея, включающего как старое здание, так и новое. В итоге, победил проект бюро Benthem Crouwel, в результате реализации которого Стеделик обзаведется дополнительным крылом.

В 2003 году Стеделик закрылся, а реконструкция затянулась. По словам Ньювенхазена, одной из причин стал финансовый кризис и сокращение финансирования. Все это время крупнейший музей, хоть и без дома, не прекращал свою выставочную деятельность. До 2008 года город предоставил ему временное помещение в здании бывшего почтового отделения рядом с центральным вокзалом Амстердама. И, если изначально планы были оставаться на новом месте два года, то в итоге Стеделик задержался в почтовом отделение на четыре с половиной, показав за это время ряд ярких и запоминающихся проектов. Например, выставка фильмов Энди Уорхола собрала рекордное количество зрителей - 600 тысяч человек.

После 2008 года Стеделик окончательно остался без стен, но  руководство пошло по пути эксперимента и реализовало проект "Стеделик идет в город". На протяжении года музей проводил встречи, семинары, выставочные проекты во временных постройках, боксах сооруженных на улицах города. Например, для одного из таких проектов студенты показали увеличенную скульптуру американского художника Джеффа Кунса из коллекции Стеделика, ставшую  объектом ландшафтного дизайна. Благодаря городскому проекту музею удалось сохранить многие постоянные программы, в том числе и образовательную, а также освоить новые технологии репрезентации.

Наконец, в 2010 году была закончена реставрация старого здания. Внутри музей стал белоснежным, но отсутствие современных систем климат-контроля (они будут в новом крыле) не позволяет делать постоянные экспозиции. Музей принял решение использовать обновленное пространство под не требующие особых условий для экспонирования инсталляции и запустил проект "Временный Стеделик". 

В марте этого года музей открыл проект "Временный Стеделик - 2" для демонстрации своих лучших произведений в коллекции, включая Пита Мондриана, Казимира Малевича, Чарли Тороп, Анри Матисса, Дональда Джадда, Виллема де Кунинга, Ива Кляйна, Брюса Наумана и других.

По словам Ньювенхаузена, за время бездомного проживания музей приобрел колоссальный опыт в нахождении как дополнительных средств к существованию, так и способов общения с публикой. На взгляд куратора, намного интереснее не ходить с протянутой рукой к городским властям, а искать самостоятельно источники финансирования. И в этом музей преуспел, половина стоимости реконструкции - это частные средства, в том числе и пожертвования горожан. Ньювенхаузен обратил особое внимание на то, что в поддержании музея им помогали социальные сети, на которые музей собирается ориентироваться и в будущем, когда откроется уже не во временном, а в постоянном здании.

Мартин фон Ньювенхайзен (р. 1958) является куратором музея Стеделик с 1995 года. За время своей работы он организовал множество групповых и персональных выставок в самом музее, во временном здании, в выставочном пространстве в центре Амстердама и в Институте современного искусства в Лондоне. Он представлял дуэт художников Йерона де Рейке и Виллема де Роя на Венецианской биеннале 2005 года.