07.05.2015 | 10:26

Музей кино подготовил экспозицию "Они снимали войну"

В Центральном музее Великой Отечественной войны открылась выставка «Они снимали войну». Подготовил экспозицию Государственный центральный музей кино, один из самых молодых музеев России, хотя у него почти столетняя предыстория. Он формировался, расформировывался, фонды распределялись по разным архивам. Периодически делались попытки его возродить. Сейчас музей есть, но здания у него нет. Ему отдали 36-й павильон ВДНХ, где сейчас идёт реставрация. Но свою первую выставку музей устроил, не дожидаясь переезда. Итак – «Они снимали войну».

На военной кинопередвижке крутят кадры, будто только снятые в окопах. Фронтовые операторы шли в атаку в первых рядах. Каждый второй из них был ранен, каждый четвертый – убит. Абсолютно незащищенные от пуль – руки и глаза заняты камерой – они создавали кинолетопись.

«В американских кинотеатрах, когда показывали советские фильмы не только художественные, но и документальные, такие как «Москва наносит ответный удар», который получил «Оскар» в 1942 году, американская армия устанавливала призывные пункты для добровольцев прямо в зданиях кинотеатров. И после просмотра фильмов многие американцы записывались добровольцами в армию и на флот», – прокомментировал министр культуры России Владимир Мединский.

Вот он, первый советский «Оскар» за картину о разгроме фашистских войск под Москвой, снятую 15-ю лучшими советскими операторами. Статуэтка, еще гипсовая, сейчас хранится в фондах музея кино, как и все остальные экспонаты.

«Мы хотим выходить в город независимо от того, что у нас будет своя площадка, мы рассматриваем возможность очень широкого охвата. Мне кажется, Музей кино в небольшом долгу перед широкой публикой, потому что последние годы он был слишком замкнут сам в себе. И мы начинаем этот долг отдавать. И эта выставка «Они снимали войну» – это наш первый шаг в этом направлении», – поделилась директор Музея кино Лариса Солоницына.

Три с половиной миллиона метров пленки с неприукрашенной войной отсняли лишь три сотни операторов. Почти без техники. К началу войны работали в основном на массивных французских «Порво». Ручные, полевые «Аймо», как у Романа Кармена, считались редкостью. Когда наши войска перешли в наступление, аппаратуры уж и вовсе не было. Под съемки наши кулибины приспособили камеры самолета-истребителя «Аэрокобра», который американцы поставляли по ленд-лизу. Аппарат, прилаженный к прикладу – кинопулемет – дошел до нас в единственном экземпляре.

«Сделали их примерно 60-70 кинопулеметов. Вы увидите, что камера американская, написано, фирмы «Фершл», к ней сделали визир, чтоб было, куда смотреть оператору. Она снимала на 16 миллиметров. Те были камеры 35 миллиметров – бобинка давала возможность снимать одну минуту. А она давала возможность снимать дольше», – рассказала хранитель фонда кинофототехники Музея кино Эмма Малая.

Ценнейший исторический материал – монтажные листы, коллекцию которых в 12 сборниках обнаружили недавно. Операторы фиксировали покадрово все, что снимали, что не попало в сводки Совинформбюро и отчеты Политуправления фронтами.

«Много пленки не сохранилось, много съемок не сохранилось. Они были уничтожены или технически, или при монтаже, или цензурой. Но выстраивается картина войны, подвига нашего народа в каких-то очень мелких деталях. Публикация этих документов может дополнить то, что о войне уже рассказано», – отметил историк кино Валерий Фомин.

Над этим проектом сотрудники музея кино трудились два десятилетия – собирали информацию о фронтовых кинооператорах. Тогда были известны фамилии тридцати, сегодня список расширился до трех сотен. 70-летие Победы встречают лишь двое – 95-летний Борис Соколов из Москвы и 97-летний Семен Школьников, почетный житель Таллинна.

Новости культуры

Все материалы к 70-летию Великой Победы>>>