31.08.2012 | 12:44

Сегодня исполняется 80 лет со дня его рождения Романа Ткачука

Пана Владека из легендарного «Кабачка 13 стульев» в 70-е знал, пожалуй, каждый житель большой страны. За 15 лет этот экранный персонаж стал нарицательным, а его исполнитель – Роман Ткачук – всенародно любимым артистом. В театре Сатиры, где он проработал почти 30 лет, актер блистательно сыграл множество разноплановых ролей: от садовника в «Женитьбе Фигаро» до Подсекальникова в «Самоубийце». Снявшись в нескольких десятках картин, в историю кино вошел как мастер эпизода. Сегодня со дня рождения Романа Ткачука исполняется 80 лет. Рассказывают «Новости культуры».

Роман Ткачук 10 лет был «премьером» русского драматического театра в Ташкенте. В 65-ом его пригласили в столицу, в театр Сатиры. Заслуженный артист Узбекистана на одной из лучших площадок страны не потерялся. Сразу ключевые пьесы – «Интервенция», «Дон Жуан или любовь к геометрии», особый успех – роль Присыпкина в «Клопе».

«Он не был “актеришкой”, – говорит народный артист РСФСР Александр Ширвиндт. – Все, чем наполнен театр с другой стороны, – интриги, зависть, подковырки – он не знал, что это такое. Открытый, чистый, наивный, милый человек».

На пике театральной карьеры Роман Ткачук становится, как сказали бы теперь, медийным лицом. «Кабачок 13 стульев» для своего времени был проектом уникальным. 133 выпуска, 15 лет в эфире. Для большой аудитории артисты буквально слились со своими персонажами. Роман Ткачук для всех был паном Владеком.

«Он умел радоваться всему, и это чувствовалось и на сцене и в ролях, – вспоминает народная артистка России Валентина Шарыкина. – Он просто очень любил, как любой актер, очень любит свою профессию. И ты никогда не знал как там и что там в его личной жизни».

Вне сцены Роман Ткачук был задумчивым и молчаливым. Его человеческий и актерский диапазон раскрылись в кино. Мастер эпизода, он умел в небольшом отрывке рассказать историю целой жизни. Актер Борис Токарев, который встречался с Романом Денисовичем на съемочной площадке, признается – был потрясен его глубиной – личной и профессиональной.

«Это был актер трагикомический, – рассказывает Борис Токарев. – Потому что в нем существовала эта трагедия внутренняя всегда. Стоило даже посмотреть на его какую-то внешность. Глаза. Трагедия существовала. А при этом он был смешным».

Его любимой ролью, его творческой вершиной стал Подсекальников в «Самоубийце». Смешной и несчастный. Он вызывает жалость, презрение, сочувствие, улыбку – все сразу.

Человек, работа которого - смешить, в жизни оказался героем драмы, достойной Шекспира. Всего на несколько часов пережил любимую жену. Роман Ткачук был из тех, кто до конца предан – своим близким, своей профессии.