28.04.2015 | 10:25

Картины младших Брейгелей выставили в Пушкинском музее

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка картин младших Брейгелей. В экспозиции представлено 29 картин фламандских художников – не только представителей младшего поколения семьи Брейгелей, но и художников их круга. Собранные вместе, полотна позволяют оценить как общие черты брейгелевской традиции, так и индивидуальность стиля каждого мастера.

Желающих посмотреть на Брейгелей-младших в Пушкинском музее оказалось так много, что даже владельцу коллекции Константину Мауергаузу пришлось ждать своей очереди перед закрытыми дверьми. А посмотреть, по словам специалистов, есть на что. Свои Брейгели, конечно, есть и в Пушкинском, и в Эрмитаже, но среди частных коллекционеров в мире всего два человека, которые собирают Брейгелей музейного уровня.

«Нам очень важно педалировать именно частное собрание в наших стенах, потому что, как вы понимаете, нет ни одного музея без частного собрания, и любой коллекционер должен понимать, что любое частное собрание всегда будет в музее. Мы только не знаем, когда это произойдет», – отметила директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Ну, а пока можно подробно ознакомиться с работами этих фламандских художников. На выставке представлены произведения сыновей знаменитого Питера Брейгеля-Старшего, прозванного Мужицким – Яна Брейгеля и Питера Брейгеля-младшего. Художником был и внук Брейгеля старшего – Ян Брейгель-младший. Чтобы не запутаться в родственных связях этой прославленной династии художников, кураторы даже подготовили что-то вроде генеалогического древа. Но даже сами специалисты до сих пор путаются – не в родословной, конечно, а в работах – какие кому из семейства Брейгелей принадлежат. Вот эта картина «Добрый пастырь» еще недавно приписывалась Брейгелю-старшему, а оказалось, что это работа его сына.

«Чуть более 30 лет назад, в 1981 году на выставке в Брюсселе она считалась оригиналом Питера Брейгеля Мужицкого. Но результаты новейших исследований, прежде всего хроно-дендрология, когда удалось установить, что доска эта спилена не ранее 1589 года, то есть когда Мужицкого уже давно не было на свете, показали, что эта работа никак не может быть работой Мужицкого», – рассказал куратор выставки Вадим Садков.

Сыновья Брейгеля-старшего внесли большой вклад в популяризацию творчества своего отца. Впрочем, их собственные работы, представленные на этой выставке, ценятся коллекционерами не меньше. На ведущих аукционах их работы уходят за семизначные суммы.

Новости культуры