24.04.2015 | 11:15

Сегодня - День памяти жертв геноцида армян

Сегодня - День памяти жертв геноцида армян. В апреле 1915 года в Турции были развязаны репрессии против армянского населения. Спустя сто лет - в эти дни - в разных уголках мира проходят торжественные мероприятия, посвящённые тем трагическим событиям. Накануне, в рамках фестиваля «Опера-априори», в столице состоялось музыкальное приношение погибшим. В концерте-посвящении приняли участие Российский национальный оркестр и Академическая хоровая капелла имени Юрлова. На сцену вышли солисты ведущих театров – Большого, Мариинского, Венской оперы и «Метрополитен-опера».

Стамбульская ночь с 23 на 24 апреля 1915 года стала точкой отсчета начала гонений армянского народа. За 8 лет было уничтожено около полутора миллионов человек. На протяжении 100 лет об этом почти не говорили. Многие государства до сих пор не признали тот геноцид, - первый в XX веке.

«Что значит: прошло 100 лет, и мы радуемся, когда какая-то страна вдруг приняла геноцид армян. А что значит – приняла? Это произошло. Это коснулось всех армян», - отметил дирижер Эдуард Топчян (Армения).

Во время этого московского концерта во многих храмах Армении заканчивались мессы. Всех убитых причисляли к лику святых. На сцене Большого зала консерватории тоже звучала месса – «Реквием» Вячеслава Артемова. Произведение, всего несколько раз исполнявшееся в России, стало премьерой для всех участников вечера.

«Я пела очень много реквиемов … Но с этим реквиемом встретилась в первый раз. Это очень красивое произведение, но очень сложное. Репетиций было две с половиной, можно сказать. Это очень мало», - признается певица Асмик Папян (Армения - Австрия).

Этот реквием, хоть и не имеет прямого отношения к той трагедии, все-таки часто связывают с Арменией. Там, в 85-м, Артемов начал его писать. А когда закончил, спустя три года, в стране произошла еще одна трагедия – Спитакское землетрясение. Поэтому звучание именно «Реквиема» Артемова на фестивале «Опера-априори» можно назвать символичным.

«Всесоюзное радио передавало именно этот реквием в память о жертвах землетрясения. Это был беспрецедентный случай в истории, потому что даже "Реквием" Моцарта и "Реквием" Верди не передавали до 88 года, что странно», - рассказала организатор фестиваля Елена Харакидзян.

Свой «Реквием» Вячеслав Артемов посвятил «Мученикам многострадальной России». Латинский текст, неизменный для реквиема – заупокойной мессы - со средних веков, он тоже решил не менять – не переводить, не добавлять русских слов. И в этот раз реквием звучит для мучеников армянского народа.  

Новости культуры