24.04.2015 | 15:18

В Третьяковке открывается цикл выставок "Художник и время"

Проект в проекте. В рамках давней и популярной у зрителя программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» открывается отдельный цикл выставок «Художник и время». Эти экспозиции подробно представят русскую школу графики. Как родилось и как совершенствовалось явление, которое искусствоведы со старомодной учтивостью называют «рисовальной культурой», узнали «Новости культуры».

Это первая выставка целой программы «Художник и время». Теперь ежегодно Третьяковская галерея будет знакомить зрителя с развитием русского рисунка в исторической перспективе. Начали с XVIII века, поскольку именно в это время русский рисунок как вид искусства приобретает самостоятельность.

От XVIII столетия специалисты ведут отсчет истории русского рисунка. Осваиваются новые техники и темы. Портреты карандашом, как правило, были либо эскизами к гравюре, либо копиями живописных полотен. Представленную здесь картину Скородумова называют одним из первых акварельных интимных портретов в русском искусстве. Расширяли кругозор отечественных художников заморские коллеги.

«Например, архитекторы, среди которых были и знаменитые имена, не только делали рисунки прикладного характера, связанные со строительством, но им даже было предписано привозить свои работы, некоторые они исполняли здесь, которые служили образцами и для русских мастеров», - рассказывает куратор выставки, хранитель Фонда рисунков XVIII - первой половины XIX века Анна Антонова.

В свою очередь, приезжие мастера, например, Лепренс, по своим впечатлениям от России создавали гравюры, знакомя соотечественников с российской действительностью. На полотнах наших художников - литературные сюжеты, библейские темы, аллегории. Название одной из работ этого периода – рисунка Акимова - уточнили совсем недавно. Специалисты установили, что в основе - работа французского художника.

«Рисунок XVIII века. Его ведь не очень ценили и собирали. И вот нам неожиданно прислали каталог выставки, и там мы обнаружили гравюру, выполненную Аврилем по картине Поля Барбье, и она называлась - "Пенелопа и Улисс"», - рассказала Анна Антонова.

В XVIII веке не было простых сюжетов. В каждой работе - подтекст. Немалое разнообразие тем и жанров дал и пейзаж. Из классического рождается батальный жанр. Популярными у нас становятся так называемые «документальные» зарисовки. Своего рода «фотографии» местности того времени.

«Пейзаж представлен здесь прекрасными работами таких пейзажистов, как Алексеев, Матвеев, Семён Щедрин, и эти листы – это гордость нашего собрания. Это архитектурная графика, потому архитекторы XVIII столетия были и прекрасными художниками», - отмечает заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

Это и зарисовки архитектурных сооружений, и даже планы иллюминации. О русских фейерверках в Европе слагали легенды.  Представленный здесь чертеж был создан неизвестным художником по случаю приезда Павла Петровича и Марии Федоровны в дом Нарышкина. От неизвестного автора - и политическая карикатура, которую можно видеть на выставке. «Весы Европы», год 1791. Под весами подпись – расшифровка: «русский – хоть один, но грузен; датчанин – не знаю, что делать; швед, кто больше даст».

Две работы, возможно, скоро обретут автора. На одной из научных конференций специалисты говорили, что это рисунки итальянца Гандольфи. Останется ли авторство под вопросом, станет известно после специального совета. 

Новости культуры