13.04.2011 | 12:48

Константин Коровин. Первый русский импрессионист

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Константина Алексеевича Коровина – выдающегося художника, живописца, графика, сценографа. В честь этого события столичная «Галерея искусств Даев-33» представляет выставку живописи и графики Константина Коровина. Русский импрессионист, который привнес в строгую русскую живопись конца XIX века фактурную изысканность и колористическое изящество французской кисти. Он прожил долгую жизнь, он работал в разных жанрах и направлениях. Экспозиция состоит из полусотни работ и охватывает почти весь его творческий путь. Рассказывают «Новости культуры».

Самые известные работы Константина Коровина сегодня находятся в Русском музее и Третьяковке, но от некоторых полотен, представленных в этой экспозиции, не отказались бы и государственные запасники. Часть портретов, натюрмортов, пейзажей в последний раз выставлялась в 1970-х. И вот, сейчас они собраны в одном выставочном пространстве. Представлен самый яркий период творчества Константина Коровина – гурзуфский, с сочными цветами и фруктами, залитыми южным солнцем. Он писал их еще до революции. В это время Коровин считался одной из самых значительных фигур в художественном мире Москвы, он представлял Россию на Всемирной Выставке в Париже, активно занимался театром.

«Когда он пришел в Большой театр в 1901 году, он выступил как реформатор  русского театрально-декорационного искусства. В этом его огромнейшая заслуга. Коровин изобрел костюм, в котором выступают современные балерины. Хотя многие были против, не понимали, сопротивлялись», – рассказывает галерист, искусствовед Александр Киселев.

Ученик Перова, Саврасова и Поленова, он начинал как реалист, а позже поддался новому европейскому веянию в искусстве – импрессионизму.

«Ранняя работа Коровина 1890-х годов предположительно была создана во время первой поездки на Волгу. Эта работа интересна тем, что здесь он уже отходит от принципов реализма. Появились яркие наметки первого русского импрессионизма», – продолжает Александр Киселев.

Ранние этюды мастера «Плывущие корабли» и «У лампы» словно впускают зрителя мастерскую художника. Наброски он делал часами, возвращаясь к одной и той же натуре по нескольку раз. Рядом – «Революция в Охотино 1922 года. Практически без красок, в несколько мазков, она нарисована на старой фотокарточке. В то время, незадолго до эмиграции в Париж, Коровин жил в Тверской губернии. На другой фотографии можно увидеть выставку открыток с репродукциями картин, которые сейчас находятся в музеях. Эти карточки сейчас – уникальные экспонаты.

«До 1917 года было издано только восемнадцать открыток. Это нам известно и в каталоге фигурирует. Когда он эмигрировал, открытки перестали издавать», – замечает филокартист Виктор Луткин.

Французскую столицу он начал писать много раньше официальной даты отъезда из советской России. Останавливался в одном и том же парижском отеле, в том же номере. Так появились «Ночной интерьер», «У окна» и «Ноктюрн». Поселившись в Париже окончательно, Константин Коровин попал под влияние другого модного европейского направления.

«Он писал эти работы под влиянием того стиля, той моды, что была во Франции тогда. Это был стиль ар деко. Его картины очень даже неплохо ложатся в этот стиль», – добавляет Александр Киселев.

Он подражал сам себе, переписывал холсты, переставлял на них даты… Константин Коровин оставил множество головоломок для искусствоведов, и эта выставка помогает решить некоторые из них.

Читайте также:
Открылась выставка живописи и графики Константина Коровина