23.04.2015 | 10:46

"Амнезия" Джозефа Кошута - в Мультимедиа Арт Музее

Мультимедиа Арт Музей представляет выставку одного из пионеров концептуального искусства, американца Джозефа Кошута. Художник, чьи произведения входят в собрания крупнейших музеев мира, утверждает, что работает не с цветом и не с формой, а со смыслами. В Москве мэтр открыл выставку под названием «Амнезия». В данном случае, потеря памяти выступает своего рода чистым листом, на котором и творят мастер и его зрители.

Джозеф Кошут одним из первых начал заниматься концептуальным искусством в Соединённых Штатах Америки. Внимание на себя он обратил довольно рано - в 69-м году, когда ему исполнилось 24 года и вышло знаменитое эссе художника «Искусство после философии», в котором Кошут выдвинул свой главный лозунг: «быть художником сегодня - означает задавать вопросы о природе искусства». 

«Это замечательно, что выставка появляется сегодня в России, потому что мы опять стоим перед этим вопросом, все задают вопрос: эта фотография – искусство или нет? А вот это оформление оперы, а этот танец бедных пчелок, или кто там танцевал, это искусство? И Кошут возвращает нас к идее, которая была открыта Дюшаном, что искусство - это текст и контекст, и искусство – это символический объект и наша способность воспринимать что-то как искусство», - отметила директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Джозеф Кошут очень быстро оказался в числе топовых художников современности. Первая ретроспективная выставка состоялась, когда автору было всего 28 лет. Среди его самых знаменитых работ – инсталляция «Один и три стула», большое внимание в свое время вызвали его проекты с Ильёй Кабаковым. Но на выставке в Мультимедиа Арт Музее представлены только неоновые работы американского художника. Это его любимый материал. И именно благодаря Кошуту неон превратился в один из самых востребованных инструментов современных художников.

«Мне нравится этот материал, потому что он используется повсеместно. Это важный элемент массовой культуры. Вы можете оказаться в любом уголке Нью- Йорка и обнаружите там много неона. Нравится мне неон и тем, что я могу не подписывать свои работы, я просто выдаю сертификат, и, таким образом, мои работы воспроизводятся снова и снова, каждый раз они создаются заново», - объясняет художник Джозеф Кошут ( США).

На выставке представлены работы, созданные, а, точнее, придуманные за последние сорок с лишним лет. Одна из самых знаменитых инсталляций - увеличенная репродукция первой страницы статьи Зигмунда Фрейда «Фетишизм». Она полна авторских исправлений, и именно их Кошут выделил и перевел в неон. Еще два значительных проекта художника соединены и представлены вместе в одном из залов музея. На белом фоне представлены названия глав романа Джеймса Джойса «Улисс», а на чёрном - фразы из «Никчёмных текстов» Сэмюэля Беккета. Фокусируя внимание на вырванных из контекста репликах и не поясняя свой выбор, художник, тем самым, провоцирует зрителя, приводит его в замешательство, заставляет искать смысл и задавать вопросы. В том числе и тот, который поставил сам Кошут: какова природа современного искусства.


 Новости культуры