01.05.2015 | 14:06

Календарь. 1 мая 2015 года

В этот день, 1 мая 1886 года, рабочие ряда американских городов вышли на улицы, требуя повсеместного введения восьмичасового рабочего дня. Забастовка и сопутствующая демонстрация на площади Хеймаркет в Чикаго, ставшие кульминацией акции протеста, закончились кровопролитными столкновениями с полицией.
США 1886

В память о выступлении чикагских рабочих, с тех пор более чем в 140 странах мира 1 мая отмечается День международной солидарности рабочих.
День международной солидарности рабочих

Также в ночь на 1 мая отмечается один из наиболее значительных языческих праздников, посвященных плодородию и пробуждению природы – Вальпургиева ночь. Его название происходит от имени святой Вальбурги, память которой католическая церковь чтит именно в этот день.
Согласно германскому народному поверью, Вальпургиева ночь – это прежде всего праздник ведьм, которые собираются на высокой горе Брокен на традиционный «шабаш». Сюжет Вальпургиевой ночи, отраженный во второй части «Фауста» Гёте, распространен и в других литературных и музыкальных произведениях.
Вальпургиева ночь

Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над черным кофием голубоватый пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки…

1 мая 1916 года в Петербурге на углу Марсова поля и набережной Мойки открылось артистическое кабаре «Привал комедиантов». Интерьеры оформлял Сергей Судейкин. Постановочной частью под именем Доктора Дапертутто ведал Всеволод Мейерхольд.
Гостями были самые блистательные представители Серебряного века. Здесь устраивались кукольные представления, вечера поэзии, выступали с художественно-литературными докладами.
«Привал комедиантов» пережил две революции. Он не был закрыт официальной властью, а обветшал и «умер» естественной смертью. Роспись стен окончательно погибла во время наводнения 1924 года.
Санкт-Петербург 1916

«Камера – это глаз в голове поэта… Фильм – это лента сновидений». Руководствуясь этими двумя тезисами, он создал фильм, явившейся революцией в истории кинематографа.
Картина, сюжет которой, по словам автора, представляет собой исследование жизни потерявшего память деспота, могла бы выглядеть банальной аллегорией, если бы не ее феноменальное повествовательное и визуальное новаторство.
Самые решительные и смелые приемы монтажа, подобные акробатическим трюкам, перепутанный клубок поступков, воспоминаний, ярких жизненный вспышек, собранных воедино магической силой кинозрелища.
«Всеми нововведениями я обязан собственному невежеству… – признавался режиссер, – Я сказал себе: камера должна сделать именно это. Я не знал, что это невозможно, и я продолжал настаивать».
1 мая 1941 года состоялся один из самых поразительных дебютов в истории. 25-летний режиссер, продюсер, сценарист и исполнитель главной роли Орсон Уэллс представил на суд нью-йоркской публики свою картину «Гражданин Кейн».
«Этот фильм потряс основы здания кинематографических традиций, – писал Андре Базен, – Его мрачный пессимизм и поэтический жар исходят из одного и того же источника. «Гражданин Кейн» – это «Король Лир» ХХ века».
«Гражданин Кейн» 1941