13.04.2011 | 19:33

Автопортрет как лицо эпохи

Союз художников России и столичная галерея «Арт-прима» представляют выставку под названием «Сто автопортретов. Лицо времени». В экспозиции – автопортреты классиков отечественного искусства и ведущих современных художников. По лицам творцов можно судить о приметах эпохи, в которой они живут и работают. Рассказывают «Новости культуры».

Зрителя всегда интересует не только творчество, но и личность художника. С шедеврами современной русской живописи знакомы многие, а вот «в лицо» художников знают не все. Какими видят себя современные творцы, и какими он хотят остаться в памяти потомков? Об этом могут рассказать их автопортреты.

Организаторы выставки вспоминают отрицательный настрой скептиков: сделать выставку автопортретов – все равно, что соорудить «доску почета». Тем не менее, спустя несколько лет после рождения идеи старт был-таки взят и послужил началу интереснейшего проекта.

«Портрет художника, автопортрет – это не просто лицо. Это целый мир, который окружает художника», – подчеркивает председатель Союза художников России Андрей Ковальчук.

Мир, окружающий мастера, – это еще и особые черты времени. Многие из представленных работ могут рассказать даже больше, чем биографии, письма и свидетельства современников. Например, метафорическое полотно Таира Салахова «Автопортрет в зеркале». Отражаясь в зеркале, молодой художник пристально наблюдает за женщиной.

Не менее интересен ранний автопортрет Аркадия Пластова. Начинающий мастер совершает попытку перейти от трехмерной формы изображеня к двухмерной, плоскостной. Алексея Суховецкий считает автопортрет «интимно-лабораторным» жанром. В начале 1990-х у него была мастерская на Старом Арбате. Взглянув из окна на хранящий память прошлого Лермонтовский музей, художник решил связать в своем автопортрете две эпохи: пушкинское время и современность.

«Этой мастерской уже давно нет. И я храню память об этом месте как некий этап в собственной жизни», – говорит секретарь Союза Художников России Алексей Суховецкий.

Виктор Глухов не сторонник психологической составляющей образа художника. Для него автор – звено в большой цепи огромного мира, который окружает творца. Такой подход был актуален во французском искусстве первой половины ХХ века.

Каждый художник, работы которого представлены на выставке, имеет свое творческое лицо. Все вместе они создают уникальный мир, сочетающий многоголосие и красоту русской живописной школы.