21.04.2015 | 14:18

Работы "отца фотожурналистики" Альфреда Эйзенштадта

В Еврейском музее и Центре толерантности открылась выставка работ «отца фотожурналистики» - Альфреда Эйзенштадта. Классик репортажной съемки и ведущий фотограф американского культового журнала Life, с 1936-го по 1972 год Эйзенштадт сделал снимки примерно для 90 обложек этого издания. Всего в Life было опубликовано несколько тысяч его фотографий. Через объектив Эйзенштадта прошли все знаменитости XX века. На московской выставке, где представлено более полусотни уникальных снимков, побывали «Новости культуры».

Моряк, целующий медсестру - этот снимок, сделанный Альфредом Эйзенштадтом на Таймсквер в августе 1945 года, в день капитуляции Японии, можно по праву назвать культовым. Герои фото стали настоящими звездами, в Нью-Йорке им установлен памятник, а историки до сих пор ищут и находят на снимке все новые и новые детали.

«На этой фотографии, на самом деле, много всего, в том числе можно на заднем плане увидеть - и невесту моряка, она тоже была, она была сзади. Позже они поженились, и у них была счастливая семья», - рассказывает куратор выставки Мария Насимова.

Альфред Эйзенштадт был не просто метким и зорким фотографом – совершенство его снимков сравнимо разве что с классической живописью. Попасть в его объектив считали честью самые знаменитые люди XX века: кинозвезды Софи Лорен и Мэрилин Монро, писатель Эрнест Хемингуэй, президент Джон Кеннеди и его супруга Жаклин. Сам фотограф волновался больше всего, когда снимал великих ученых, - Альберта Эйнштейна и Роберта Оппенгеймера.

«Начиная съемку, он в какой-то момент забыл вставить пленку. Это был один из немногих моментов осечки. Он не мог признаться этим людям, что он полчаса петляет вокруг них, и ничего не происходит, - рассказывает главный куратор музея Мария Насимова. – Позже он быстро вставил пленку и получил такой замечательный снимок».

А делая другой снимок, Эйзенштадт, по его собственному признанию, волнения не испытывал, хотя основания для этого были. Первая встреча Гитлера и Муссолини запечатлена евреем. Немыслимо, но первые 4 года своей карьеры Альфред Эйзенштадт фотографировал немецкий политический олимп времен становления нацизма.

Один из последних снимков Эйзенштадта сделан им на должности официального фотографа немецкой партийной элиты. Говорят, на нем он запечатлел взгляд Йозефа Геббельса в тот момент, когда тот узнал, что снимающий его фотограф, – еврей. Правда это, или нет – неизвестно, но вскоре после того, как был сделан этот снимок, Эйзенштадту пришлось покинуть Германию.

«Это портрет не просто ненависти, а вовремя зафиксированной ненависти, портрет фотографа, который научил снимать маску. А вслед за ним научились и другие», - отметил председатель правления Еврейского музея и Центра толерантности Борух Горин.

Своим учителем Альфреда Эйзенштадта называют знаменитейшие современные фотографы. И все же – тайна его снимков до конца не раскрыта. О том, какие из его снимков постановочные, а какие нет, спорят до сих пор. Благодаря мастерству или удаче только Альфреду Эйзенштадту всегда удавалось поймать тот самый момент.

Новости культуры