20.04.2015 | 11:05

Печать. 20 апреля 2015 года

Многие российские издания посвящают сегодня статьи Виктору Коршунову. Он ушел из жизни в минувшую пятницу. Актер, режиссер, педагог, долгие годы директор Малого театра… «Он был знаковой фигурой огромной эпохи отечественной культуры, из тех, кто отважно и мужественно пытался отстоять великие традиции русского театра», - вспоминает Александр Калягин в интервью «Известиям». «Коршунов обладал удивительным даром - любую роль, каждого героя делать важным и значительным», - подтверждает «Коммерсант». Прощание с Виктором Ивановичем пройдет 21 апреля в здании Малого театра на Большой Ордынке.

***
В берлинской «Штаатс-опер» прошла премьерная серия показов четвертой совместной работы режиссера Дмитрия Чернякова и музыкального руководителя театра Даниэля Баренбойма — «Парсифаля» Рихарда Вагнера. «Коммерсант-Власть» делится впечатлениями от увиденного. «Сообщество рыцарей Грааля в спектакле представлено толпой мрачных людей в безликих темных одеждах. Можно принять их за лагерников, можно — за вялое провинциальное воинство. Они живут в заброшенном помещении, похожем и на храм, и на склад. Это общество, пассионарность которого давно исчерпана, но память о ритуалах в нем по-прежнему жива». Черняков сознательно отказывается от всякого волшебства, от поэтической приподнятости, вроде бы положенной мистериальному вагнеровскому сочинению. В свою очередь, Баренбойм в этом спектакле предстает выдающимся театральным дирижером. Издание подчёркивает, ничего сопоставимого по значимости с «Парсифалем» Чернякова-Баренбойма, в новейшей истории европейского оперного театра не случалось уже давно.

***
Вышел в свет новый номер журнала «Русское искусство». В нём издание, в частности, откликается на выставку Павла Федотова, развёрнутую в Третьяковской галерее и посвящённую 200-летию со дня рождения художника. Самая известная картина мастера - «Сватовство майора». Именно она принесла автору признание публики, критиков и звание академика. На страницах журнала своё прочтение этой работы даёт автор книги о творчестве Федотова, доктор искусствоведения Раиса Кирсанова. И делает она это в опоре на литературное наследие живописца, исторические реалии и детальное изучение предметного мира картины. Как пишет Кирсанова, Федотов неоднократно менял название полотна. Однако в каждом варианте повторялся персонаж, с помощью которого художник демонстрировал общественные нравы. И вот, как говорил сам Федотов: «Извольте посмотреть, как люди на свете живут, как они хлеб чужой жуют. Сами работать ленятся – так на богатых женятся».

***
В главном книгохранилище Мордовии - Национальной библиотеке имени Пушкина – появится аудитория Александра Солженицына. А на здании старой саранской казармы, где в годы Великой Отечественной войны размещался перевалочный пункт для воинских частей, появится мемориальная доска в его честь. Об этом, как пишет «Российская газета», говорилось на открытии передвижной выставки «Неизвестный Солженицын», которую биограф писателя Николай Ледовских привез в Саранск. Оттуда будущий нобелевский лауреат уходил на фронт. Среди экспонатов - есть редкие фотографии. На одной из них запечатлен момент, когда Солженицын сжигал рукописный вариант «Архипелага…». «Он понимал, что текст, написанный от руки, - прямая улика для "органов". А потому всегда уничтожал свои записи», - говорит Николай Ледовских. Но рукописи, как известно, не горят…

Новости культуры