17.04.2015 | 18:11

Царскосельский музей представил после реставрации парадную карету Екатерины II

Царскосельский музей-заповедник представил сегодня публике отреставрированную парадную императорскую карету, которую использовали на придворных церемониях государи от Екатерины II до Николая I.

"Все императорские кареты существуют в единственном экземпляре, и этот экипаж тоже уникален, он занимает центральное место в нашей экспозиции", - рассказала  хранитель фонда карет ГМЗ "Царское Село" Ирина Бредихина. Всего в фонде 35 экипажей разных эпох - от карет Екатерины II до парадных саней и детских саночек последнего императора Николая II. "Большинство из них представлено в постоянной экспозиции в павильоне "Дежурные конюшни", несколько экипажей, нуждающихся в реставрации, сейчас перемещены в запасники", - отметила Бредихина.
   
Четырехместная парадная карета, возвращенная после реставрации в экспозицию Дежурных конюшен, является аналогом любимой кареты Екатерины II - кареты-берлины, изготовленной в Париже в 1763 году и хранящейся в Оружейной палате Московского Кремля. Царскосельская карета была изготовлена в Лондоне, и английские мастера выдержали все требования российского двора по качеству и комфорту этого экипажа. "Известно, что любимым стилем Екатерины был классицизм, и карета декорирована именно в классическом стиле, в этом, можно сказать, заключался индивидуальный подход к заказчику", - сказала Бредихина.
   
По словам хранителя фонда, эта карета не была рассчитана на дальние путешествия, и максимальный путь, который можно было на ней проделать, составлял около 30 км - от Санкт-Петербурга до пригородных резиденций в Царском Селе или Петергофе. "Это был парадный экипаж, на котором невозможно было, скажем, съездить из Петербурга в Москву, - пояснила собеседница агентства. - Он использовался на парадных церемониях, например, на свадьбе великого князя Константина Павловича и на коронациях трех императоров - Павла I, Александра I и Николая I".
   
В Царскосельском ГМЗ отметили, что за последние 100 лет карету не раз перемещали, и не всегда условия ее хранения были идеальны. Часть деталей отделки была утрачена, поэтому в музее было принято решение о ее реставрации. Над восстановлением императорского экипажа работали московские мастера. "Конечно, не могло идти речи о том, чтобы отправить карету своим ходом, как в XVIII веке, - сказала хранитель фонда. - Она была специально упакована и в таком виде автотранспортом доставлена в столицу, а затем обратно в Царское Село".
   
В реставрационных работах были задействованы мастера самых разных специальностей, поскольку потребовалось обновление металлических конструкций, восстановление живописи, декоративных деталей.

ТАСС