17.04.2015 | 10:19

Архитектурное наследие Мельникова - Мосгорнаследие приостановило незаконные работы

Мощный прорыв в искусстве ХХ века во всем мире ассоциируется с русским авангардом – как в живописи, так и в архитектуре. Между тем, многие здания того времени находятся сейчас в плачевном состоянии. И вот – новые примеры нарушения правил обращения с памятниками эпохи конструктивизма. Речь идёт о двух гаражах, построенных в Москве выдающимся архитектором Константином Мельниковым.

Некоторые творения Константина Мельникова, включенные во все архитектурные энциклопедии мира, сейчас переживают не лучшие времена. Зайти в гараж Госплана можно только с черного входа – и упереться в закрытые двери арендаторов. Парадный вход для съемочной группы оказался закрыт. Нежданных посетителей сейчас не жалуют.

Последнюю из больших реализованных построек Мельникова – гараж Госплана 1936 года – решили изменить. Внешний облик вроде бы остался тот же – в главном фасаде все еще можно увидеть очертания автомобиля. Но рядом с большим круглым окном, напоминающим фару, внезапно появилась кирпичная кладка и современные пластиковые окна.

«Я знаю как специалист, как реставратор, что не имеют права заменять металлическую столярку, то есть эти переплеты, на сегодняшние, пластиковые, другой величины. Это все говорит о том, что здесь допущен произвол», – прокомментировал вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко.

Так же, как Алексей Клименко, незаконное строительство «произволом» назвали местные жители – именно они заметили растущую кирпичную надстройку, сейчас спрятанную от глаз. Их жалобы были услышаны – в Мосгорнаследии признали стройку незаконной. Возбудили дело по статье об административных правонарушениях.

«Эта статья предусматривает наказание до 50 миллионов рублей на лицо, не исполнившее требования по сохранению и использованию памятника. Это может быть как собственник, так и любое лицо, имеющее отношение к произошедшему с памятником», – отметил начальник Инспекции по контролю соблюдения законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия Сергей Добрянин.

Информация об арендаторах держится в секрете. Как и то, кто является собственником здания. Говорят, до тех пор, пока расследование не завершится. Другая ситуация – с гаражом Мельникова, построенным для грузовиков Моссовета.

Сейчас гараж пустует. На территории кроме охраны никого нет. Пробраться внутрь невозможно. Даже двери закрыты. Полтора года назад представители Академии художеств выступили с инициативой сделать гараж филиалом Музея архитектуры имени Щусева. Окончательного решения пока нет. Дело за мэром Москвы. Сколько времени это займет – неизвестно, а известно то, что для здания, которому необходима реконструкция, даже несколько месяцев – большой срок.

Несколько десятков лет на территории гаража располагался автобусный парк. Это видно по съемке прошлого года. Недавно он оттуда съехал. Пустой гараж ждет своего часа. Два года назад правительство России дало поручение создать на этой территории филиал Музея имени Щусева. С тех пор длится переписка с властями. Музей очень надеется на создание там центра архитектурного авангарда.

«В Москве на карте культурного мира появляется точка, сопоставимая с притягательностью галереи Тейт Модерн – центр советского архитектурного авангарда. Это событие, это престиж страны. Выдающийся памятник авангарда обретет второе дыхание, новый смысл, новую жизнь», – заявила директор музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина.

В Музее имени Щусева – лучшая в мире коллекция по истории советского архитектурного авангарда. Места для ее хранения катастрофически не хватает. Отсутствие помещений сдерживает возможности изучения и демонстрации бесценных экспонатов. А тем временем десять тысяч квадратных метров гаража, построенного архитектором Мельниковым, пустуют.

Новости культуры