14.04.2011 | 15:38

Гоголь глазами Валерия Фокина

Более сорока лет он путешествует по территории Гоголя. За это время режиссер Валерий Фокин поставил около двадцати спектаклей по произведениям Николая Васильевича в разных странах мира. И вот, настало время рассказать о самом писателе. «Ваш Гоголь» – премьера этого спектакля состоится сегодня вечером в Санкт-Петербурге, в Александринском театре. Валерий Фокин за час успевает рассказать о Гоголе-аскете. Одними из первых – еще на генеральном прогоне – увидели спектакль «Новости культуры».

Укутанный в десяток тулупов и кофт, с босыми ногами – это Гоголь умирающий. А рядом, словно олицетворение предсмертных воспоминаний, он молодой, полный сил и энергии. Два образа – как попытка переосмыслить жизнь и творчество.

«Здесь даже не крупный план, а какой-то микроскопический. Зритель сидит буквально в сантиметрах от тебя. Не в метре, а в сантиметрах. Поэтому особый способ существования должен произойти. Зрители тебя рассматривают совсем под микроскопом. Сложно, безусловно», – признается заслуженный артист России Игорь Волков.

Не спрятаться ни от публики, ни от коллег по цеху. В кулисах за действием на сцене наблюдают сразу по нескольким мониторам. Это необходимо, чтобы не пропустить выход массовки. Роли без слов в спектакле доверили играть актерам-лилипутам.

Камыши и чертополох – это декорации для эпизодов в Малороссии, где прошло детство классика. Рядом – нагромождение домов из папье-маше – почти весь Невский проспект в миниатюре. Он то оживает, то затухает. Как писал Гоголь, это «одна большая выставка людей».

«Серия видений, которые как бы появляются перед Гоголем, – это серия абсолютной фантасмагории, которая непонятно откуда и непонятно почему. То есть, можно сказать: потому что "Петербургские повести", потому и Невский проспект. Потому что он здесь жил, прятался за дома, и там происходили какие-то сумасшедшие истории, которые можно прочесть. А, может быть, и нет», – говорит художник-постановщик Мария Трегубова.

Чтобы выстроить перспективу зданий, Малую сцену пришлось продлить за кулисы. Там, по замыслу постановщиков, теперь создано идеальное пространство, мир света и теней, почти что зазеркалье. Попавший в столицу мальчишка, восторгающийся ее лоском и нравами, – в этой роли для молодого актера Александра Поламишева есть и что-то символичное. Первый сезон в Александринке и первая большая работа.

«В спектакле, наверное, мы не добивались совсем реалистичного сходства. Это, наверное, из области кино – чтобы были абсолютно одинаковые лица. Но сложность в том, что это, конечно, личность, большая личность», – замечает актер.

Постановка не опирается ни на одно художественное произведение. Она основана на личной переписке писателя с друзьями и дневниках, в которых автор так и подписывался: «Ваш Гоголь». Для режиссера Валерия Фокина это спектакль, прежде всего, о смерти классика. Скрупулезная работа идет над каждой деталью. На очередном прогоне Фокин вдруг обнаруживает, что молодой Гоголь недостаточно убедителен, но работа над ошибками должна быть сокрыта от посторонних глаз.

Для каждого из шестидесяти зрителей – столько человек вмещает малая сцена под самым чердаком Александринки – Гоголь все равно окажется своим. И в том, что это станет новым прочтением личности классика, уже никто не сомневается.