14.04.2011 | 19:33

Споры вокруг здания "Веерного депо" продолжаются

Защитники культурно-исторического наследия столицы вновь на баррикадах. На этот раз они держат оборону у «Веерного депо» Ленинградского вокзала. «Российские железные дороги» начали снос здания, расположенного в границах исторической Москвы – Камер-Коллежского вала. Ближайший аналог этого уникального объекта можно найти только в Петербурге. Представители РЖД утверждают, что демонтаж идет на законных основаниях. Между тем, Москомнаследие заявило, что не давало разрешения на снос «Веерного депо», и направило запрос в прокуратуру столицы. Рассказывают «Новости культуры».

Яблоко раздора находится за забором. Работы по сносу приостановлены, но есть опасения, что в любой момент экскаватор может вновь начать работу. Разобраться в этих лабиринтах новичку не так-то просто. Гостям с камерой здесь не рады, и съемку нужно стараться не афишировать.

«Веерное депо» – постройка конца XIX века. Многие считают его типичным образцом промышленной архитектуры того времени, памятником инженерной мысли. Однако по закону у него нет охранного статуса.

«Научно-исследовательский институт и Москомнаследие сделали вывод: данное здание культурной ценности не представляет», – говорит заместитель по производству РЖД Сергей Торопов.

В документах 2008 года в числе аргументов, на которые опирается руководство РЖД, приводятся неоднократные перестройки «Веерного депо», проводившиеся в советское время. Сегодня здание находится в аварийном состоянии – а значит, есть угроза безопасности пассажиров.

«Он вблизи четвертого действующего пути, расстояние – 10 метров. Если здание падает, охват 30 метров», – подчеркивает Сергей Топоров.

Если посмотреть на проблему с другой стороны, выясняется: депо, хоть и не имеет статуса охраняемого памятника архитектуры, находится на территории объединенной охранной зоны №179. А это значит, что снос, даже если его осуществляет собственник строения – в данном случае РЖД, нарушает действующее законодательство.

«Мы направили запрос в прокуратуру, законодательство нарушено. Снос может проводиться только после решения специальной комиссии, на основании которого Москомнаследие должно выдать разрешение на снос. По утверждению департамента культурного наследия Москвы, ни заседания специальной комиссии, ни решения не было», – подчеркивает советник руководителя Департамента культурного наследия Москвы Николай Переслегин.

Ветхие постройки для владельцев часто становятся обузой, от которой хочется избавится. Но для защитников старины это настоящие памятники истории.

«РЖД не понимает ценности наследия памятника железнодорожного транспорта России. Это история отрасли», – заверяет координатор общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер.

Пример «Веерного депо» не единственный, но, может быть, благодаря ему удастся найти механизм быстрого реагирования, которого пока нет. Защитники старины пытаются в меру своих сил протестовать, но пикеты проблему не решат. Это понимают все стороны, и их представители говорят, что готовы к диалогу.  

Все материалы темы "О защите памятников архитектуры">>>