15.04.2015 | 11:56

Первая в России ретроспектива работ Владимира Немухина

К 90-летию Владимира Немухина Московский музей современного искусства представляет первую в России масштабную ретроспективу классика советского нонконформизма. Один из лидеров и идеологов знаменитой «лианозовской группы», участник множества квартирных и единственной в своём роде Бульдозерной выставки, он одним из первых начал опыты с трёхмерностью, превращая картину в предмет и дополняя изображение инсталляцией. На выставке – около 120 работ Владимира Немухина и художницы Лидии Мастерковой, которая на протяжении многих лет была спутницей жизни мастера.

Эти работы Владимира Немухина – классика второй волны русского авангарда - находятся в коллекции крупнейших российских и зарубежных музеев, в частных собраниях, и большая часть попала туда прямиком из мастерской художника. Многие работы прежде чем попасть в собрания, не показывались, публика их не видела. Художник был практически лишен возможности выставляться, как и другие представители неофициального искусства. Но это не мешало Немухину очень много работать. Ретроспективная выставка рассказывает о трёх главных этапах в творчестве художника. Это - абстрактные пейзажи, коллажи и ассамбляжи, геометрическая абстракция.

 «Нельзя сказать что самое лучшее. Очень логичны эти три периода внутри творчества Немухина, потому что он, один раз в начале 60-х войдя в мировой художественный процесс, воспринял и внутренне с ним взаимодействовал, находясь в изоляции. О нём никто не знал, но он знал о других», - рассказывает куратор выставки Андрей Ерофеев.

Свои ранние абстрактные работы Владимир Немухин предпочитает называть нейтрально -композициями. Первую картину написал по мотивам сна. Большое влияние на Немухина оказали художники Новой парижской школы – их работы он увидел в 1961 году на выставке в Сокольниках. Первым предметом на работах художника стали игральные карты, и к ним он обращался очень часто. В коллажах и ассамбляжах Немухин часто цитировал дадаистов, сюрреалистов и представителей поп-арта. Обратившись к геометрической абстракции, он апеллирует и к эстетике Малевича, Лисицкого. Но самое большое влияние на Немухина оказала художник, соратница и бывшая жена Лидия Мастеркова. Ей посвящен отдельный раздел выставки.

«Мы жили настолько плотно вместе, у нас была комната семь метров, и в этой семиметровой комнате мы работали по очереди, потом мы купили квартиру, и это было в 61-м -62 м. Настолько нас захватывала идея, что работа шла с увлечением, мы не влияли друг на друга совершенно», - вспоминает художник Владимир Немухин. 

Лидия Мастеркова была единственной женщиной в кругу нонконформистов, многие называли её последовательницей «амазонок авангарда». Ученица Перуцкого и Фалька, в 56-м она прекратила писать пейзажи, отказалась от фигуративности и обратилась к абстракции. Одно из главных в работах Мастерковой это – цвет, он вне правил и фиксированных форм. Художница не руководствовалась законами цветового восприятия. Абстрактное искусство для неё, как и для Немухина, всегда было полем неограниченной свободы. 

Новости культуры