15.04.2015 | 11:12

Философия баланса - на фестивале искусств "Черешневый лес"

Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» в этом году проходит под девизом «Необходимая достаточность, достаточная необходимость». Этому критерию соответствуют работы Важи Микаберидзе. Выставка его работ открылась в Москве. Скульптор родом из Тбилиси, там же окончил Академию искусств. Долгое время живёт в Италии и настолько там прижился, что взял себе итальянский псевдоним.

Арт-объекты Прасто – под таким псевдонимом знают Важу Микаберидзе в Италии – можно трогать, двигать и даже раскачивать, не боясь, что они упадут или разобьются. Сам автор вкладывает в них не только художественный, но и философский смысл.

«Когда человек притрагивается, появляется чувство хрупкости и заботы о чем-то», – отмечает скульптор.

Серию «Эквилибриум», в переводе с латинского «равный на весах», Прасто делает с девяностых. Уже привык к иллюзии обмана. Всего одно легкое движение руки – и объекты оживают. У Прасто есть огромные пятиметровые фигуры – и тоже все качаются. Только не в помещении – их можно увидеть на улицах Италии.

«Большая скульптура, пятиметровая, она весит шесть тонн: две с половиной тонный наверху, остальное внизу – там баланс и контрбаланс», – рассказал он.

Живя в Италии, практически на залежах каррарского мрамора, скульптор равнодушен к благородному камню. Свои работы делает из меди, свинца, алюминия, бронзы.

«Я работаю с любой формой, которую могу балансировать», – заявляет Прасто.

Для каркаса использует детали старых цистерн – находит на свалках и в слесарных мастерских. А дальше дело рук и вдохновения.

«Если материал будет легким, они будут как игрушка, это не интересно. Если скульптура больше, то они дольше качаются», – добавил скульптор.

Арт-объекты не отпускают взрослых и детей. Одним достаточно селфи, другие разбираются с балансом.

Георгий Франгулян сожалеет, что пришел на выставку без перчаток: «Оставишь свой отпечаток – и не известно, к чему это приведет, знаете. Мы же люди осторожные», – говорит он.

Искусствоведы и эксперты наоборот – каждый экспонат осматривают с пристрастием. Находя скрытые смыслы в абстрактном.

«В наше время, когда мы все заняты поиском гармонии, равновесия внутреннего, внешнего, эта тема нахождения в пограничном состоянии – важный смысл искусства», – отметила заместитель директора по выставкам и международным связям в ГМИИ имени Пушкина Зинаида Бонами.

Не просто музейная скульптура – дорогой объект интерьера, за которым нужен глаз да глаз.

«Охраняемы потому, что эти объекты очень красивы и хочется ими владеть», – пояснил директор «Sotheby’s Россия и СНГ» Михаил Каменский.

В арт-обьектах Прасто одни ищут художественные смыслы, другие – духовные. И каждый находит то, что ему надо больше всего.

Новости культуры