15.04.2011 | 10:38

Время собирать маски

В финале этого маскарада маски не снимают – а вручают лучшим. Сегодня вечером в Москве назовут имена лауреатов 17-й Национальной театральной премии «Золотая Маска». Телеверсию торжественной церемонии награждения смотрите на нашем канале - в 23 часа 50 минут. «Золото» оспаривают больше пятидесяти спектаклей, 160 претендентов в именных номинациях. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

«Золотая маска» не фестиваль-праздник, а фестиваль-хроника. Как на работу - полтора месяца кряду - ходят на спектакли с логотипом, изобретенным некогда Олегом Шейнцисом, все столичные люди театра. Это шанс увидеть «Лоэнгрина» из Челябинска, хип-хоп балет из Мурманска или оперетту из Хабаровска. Но к моменту вручения уже не до расширения кругозора, вперед выходят крупные игроки. В номинации «Драма. Спектакль большой формы» в этом году восемь названий: три - производства Александринского театра.

«Это произошло не в только что, а когда театр возглавил Валерий Фокин, который превратил Александринку в один из лучших театров России», говорит театральный критик Марина Давыдова.

Режиссерские амбиции Фокина не противоречат менеджерским: ставит сам и приглашает равных. И вот результат: «Гамлет» самого Фокина, «Изотов» Андрея Могучего и «Дядя Ваня» Андрея Щербана - претенденты на «Маску». Другой игрок из Питера, Лев Эренбург, поставил на чужом поле – в МХТ - «Вассу Железнову». Но, пожалуй, самый сильный в списке номинантов - «Дядя Ваня» Туминаса - спектакль с добротным премиальным багажом: и «Премию Станиславского» уже получил, и «Хрустальную Турандот» и «Гвоздь сезона». В номинации «Драма. Малая форма» лидера определить не так просто.

«Я специально опрашивала своих коллег, они даже не пытаются делать ставки в малой форме», - говорит Марина Давыдова.

Традиционно малая форма выводит вперед молодых, перспективных: и здесь кроме новых для «Золотой маски» режиссерских имен - Марат Гацалов, Ирина Керученко, - есть еще и особый улов – четыре имени из специального проекта РАМТ - «Молодые режиссеры – детям». Пожалуй, впервые в истории «Маски» номинирован не спектакль, а менеджерское решение худрука Бородина. Соревнование художественных руководителей на стадии номинации - вещь очевидная. Количество номинированных спектаклей красноречиво говорит о стратегии управления. Вот, например, в балетных номинациях в этом году Музыкальный Театр Станиславского и Немировича-Данченко – дважды, Михайловский театр – впервые и дважды, Большого театра нет вовсе.

«Отсутствие Большого театра это не закономерность и не тенденция, это конкретный итог конкретного правления конкретного худрука», - говорит балетный критик Татьяна Кузнецова.

Уже на следующую «Маску» Большой сможет и постановки Прельжокажа выставить, и Форсайта, и Баланчина, и Ратманского, и Уэйна Макгрегора. Но это в будущем. За «Маску» этого года конкурируют другие. Шесть спектаклей – два полюса. На одном – реконструкции, на другом – попытки современных опусов. В центре – реконструкция современного опуса – «Шесть танцев и маленькая смерть» Иржи Киллиана – редкой красоты комический балет со сложной хореографией. Но в номинации «работа хореографа» давно прославленный Киллиан не значится.

«Здесь авторы хип-хопа соревнуются с Михаилом Мессерером, который действовал не как хореограф вовсе, а как реконструктор, хранитель наследия», - говорит Татьяна Кузнецова.

Такое уже бывало – в 2008 Сергей Вихарев получил «Маску» за реконструкцию хореографии Петипа, вот и Мессерер может получить свою премию за Горского. Если речь об оригинальной хореографии, здесь вероятные претенденты Ури Ивги и Йохан Гребен, поставившие в Екатеринбурге «Песню не про любовь». Этот балет – результат работы балетного фестиваля «Интраданс», как и все названия в номинации «современный танец». В оперной «Маске» Мариинский театр и театр Станиславского и Немировича Данченко представлены каждый тремя названиями, Большой номинировал один спектакль – зато какой!

«Если такая работа как «Женщина без тени» Кента повторяет давно найденное и может не особо глубоко, если в «Троянцах» это снова известный прием - опера как зрелище зрелищные спектакли, то в спектакле «Воццек» Дмитрий Черняков обращается к нашему сегодняшнему менталитету», - говорит музыкальный критик Алексей Парин.

Отдельный раздел «Золотой маски» - «Эксперимент» - то ли гетто, то ли оранжерея, - здесь и политический спектакль Театра.doc о Магницком, и юбилейная чеховская «Тарарабумбия» Дмитрия Крымова. Спектакли все достойные, могли бы не друг с другом соревноваться, а с постановками «больших» театров. Странная эта номинация давно провинциализирует премию, - считает Марина Давыдова.

«Золотая маска» уже сама традиция, вручаться будет в 17-ый раз. И каждый раз борьба накануне вручения - отдельная драма. Кто победит, узнаем сегодня вечером.

Напоминаем, что трансляцию торжественной церемонии награждения лауреатов Национальной театральной премии «Золотая маска» вы увидите сегодня на нашем канале. Не пропустите начало – в 23 часа 50 минут.

Все материалы о фестивале «Золотая Маска»>>>