15.04.2011 | 11:40

Самый долгий поцелуй в истории мировой хореографии

Премьерой балета Анжелена Прельжокажа «Парк» в Петербурге открылся XI Международный фестиваль балета «Мариинский». Он проводится при поддержке банка ВТБ. «Парк» авангардиста Прельжокажа давно стал классикой - история рождения любви под музыку Моцарта уже 17 лет в репертуаре «Гранд Опера». В Петербургском спектакле танцуют три пары солистов. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Все замечают: праздничный летний «Парк» Прельжокажа опережает приход весны в Петербург. Но для хореографа важнее другие температуры. Точнее, страсть и преданность русских танцовщиков, репетировавших по 10 часов в сутки, чтобы за два с половиной месяца научиться танцевать заново – босиком, без пуантов и передать всю ту энергию и любовь, которые Прельжокаж вложил в свой балет. Танцовщикам сейчас даже странно вспомнить, как все начиналось.

«Ощущения не из самых приятных, потому что идет трение, линолеум, боль, пальцы сворачиваются, но ничего – потом привыкаешь», - говорит солист балета Мариинского театра Константин Зверев

Перфекционист Прельжокаж продолжает оттачивать, совершенствовать, уточнять до последнего. Волнуется, чтобы артистов не захлестнули эмоции, и техника не подвела. Обычный предпремьерный синдром.

В Мариинке сегодня аншлаг. Увидеть самый классический балет одного из самых авангардных хореографов мира Анжелена Прельжокажа стремятся многие. Петербуржцам обещаны изысканный флирт, танцы босиком и самый длинный поцелуй в истории балета.

Потому никого не удивляет откровение Прельжокажа: в том, что сегодня на сцене Мариинки премьера его «Парка» виноваты женщины. Их имена – Диана Вишнева, Екатерина Кондаурова и Виктория Терешкина. Обаяние и харизма прим театра навеяли на хореографа желание снова раскинуть свой «Парк» – теперь уже на русской сцене.

«На главные роли я отобрал сразу три пары солистов. Сначала думал, это будут составы на замену. Но потому понял, что каждая пара полноценна и по-своему обогащает мой балет. Русские танцовщики – чудесные и прекрасно передают замысел хореографа», - говорит хореограф.

Премьерный спектакль танцует Диана Вишнева в паре с Константином Зверевым. Оба говорят – поменяться партнерами было бы просто невозможно – очень уж тонко им пришлось изучить и прочувствовать друг друга. Только так можно достичь той фантастической чувственности и трепетности, которой «Парк» пронизан насквозь.

В духе галантного XVIII века, языком современного танца под музыку Моцарта, Прельжокаж говорит о любви. Точнее – о сопротивлении этому чувству, противоречивости женской души, которая и хочет любви и бежит от нее.

Парковой зелени французского Версаля времен Людовика XIV придана геометрическая форма. Она – фон и контраст изысканным движениям танцовщиков, в кружевах и лентах. Костюмы, как и 17 лет назад для премьеры в Париже делал художник Эрве Пьер, декорации – сценограф Тьерри Лепру. Он трижды приезжал в Питер и разбил на сцене Маринки новый «Парк» – лучше прежнего.

«Декорации пришлось сокращать для этой сцены – в Гранд-Опера сцена на четверть глубже. А вообще я придумал «Парк» 17 лет назад. За это время многое изменилось, и я сам тоже. Сейчас я бы сделал их другими. Думаю, они были бы еще более футуристичными», - говорит Лепру.

Полтора часа времени в «Парке» пролетают на одном – затаенном от удовольствия – дыхании. И вот уже на сцене то, о чем так много писали и говорили, пока «Парк» готовился: самый длинный поцелуй в истории балета.

«Я ощущаю огромное пространство, мы, уже не в театре, а, может быть, где-то в небе или в поле, - говорит Диана Вишнева. – Переполняют чувства, которыми хочется овеять весь театр».

Вполне вероятно, что когда в Петербург придет настоящая весна, этот волнующий поцелуй, очень сложный технически, зрители увидят на свежем воздухе. Прельжокаж подумывает перенести свой «Парк» куда-нибудь в Павловское или Царское село. В этих резиденциях балет мог бы смотреться особенно естественно.