15.04.2011 | 12:05

Классики советского искусства в Третьяковской галерее

Родина, история России ХХ века и судьба деревни – главные темы творчества классиков советского искусства братьев Ткачевых, Сергея Петровича и Алексея Петровича, продолжателей реалистической традиции в русской живописи. Выставка в Государственной Третьяковской галерее посвящена 60-летию их совместной работы. Ценность этой экспозиции возрастает благодаря тому, что многие программные картины сопровождаются большим количеством подготовительных работ - натурных эскизов, этюдов. Показана творческая кухня мастеров, можно проследить, как рождалось то или иное полотно. Рассказывают «Новости культуры».

«Вот наша мастерская, - рассказывает Сергей Ткачев. – Здесь был сарай, хлев, коров держали, мы сделали мастерскую».

В этой мастерской, переделанной из хлева, братья Ткачевы и написали все свои лучшие работы. Некоторые сейчас в Третьяковке, другие – в частных коллекциях за рубежом. Главные герои этого удивительного творческого дуэта, которому уже 60 лет, друзья и родственники самих братьев Ткачевых. Эта девочка, рассказывает Сергей Ткачев – модель из соседней деревни.
Художники не считают себя портретистами, по словам Алексея Ткачева, «стесняются всегда», когда их так называют. Однако портреты занимают важное место в их творчестве, одна из наиболее известных работ – «Портрет матери», как говорит Сергей Ткачев, «нашего святого человека».
Этот портрет в советское время не выставляли, сказали, что это пародия на советских матерей. Хотя нужно еще поискать других таких художников, у которых тема родины и родной земли была бы столь искренней.

«Когда потеряны многие ориентиры, очень важен разговор о наших истоках, о том, что мы из себя представляем, и как мы помним и знаем свою историю и насколько мы любим родину в ее широте и непредсказуемости. Нам кажется, что эти работы могут стать предметом для размышления о сегодняшней ситуации в нашей стране», - говорит директор ГТГ Ирина Лебедева.

Бабские художники. Вот как называют сами себя братья Ткачевы. Без женщин у них не обходится ни одна картина. Будь то сценка из деревенской жизни или картина о войне.

«Мы знаем войну не понаслышке», - говорит Сергей Ткачев. Братья не расставались с кистями и красками даже на войне. Именно там им пришлось написать чуть ли не единственный в их творческой биографии мужской портрет – Сталина.

«Командир батальона выставил всех: «Кто умеет рисовать? Шаг вперед». Я сделал шаг вперед. «Чтобы к вечеру портрет был готов». И вот мне достали холст, черной краски, и с этим портретом мы шли в бой», - вспоминает Сергей Ткачев.

Судьба братьев Ткачевых - это судьба целого поколения советских художников. А их герои это не просто соседи по деревне, где родились и выросли сами Ткачевы, но, по словам художников, типические образы, в которых воплощается русский национальный характер.