14.04.2015 | 10:45

В Варшаве готовятся к Международному конкурсу пианистов имени Фридерика Шопена

Связь человека с его родными местами – таинственна, но очевидна. Поэтому понятие «гений места» давно и прочно вошло в лексикон. Например, для многих Барселона связана с Гауди, Копенгаген – с Андерсеном, а Варшава – это город Шопена. Ключевым музыкальным событием здесь считается Международный конкурс пианистов имени Фридерика Шопена. История конкурса началась в 1927 году и прерывалась лишь во время Второй мировой войны. Этой осенью он пройдет в 17-й раз. Но уже сейчас идет подготовка к состязанию. 

Одна из достопримечательностей Варшавы - дворцово-парковый ансамбль Королевские Лазенки. Его украшают пруды, дворец, театр на открытом воздухе. Здесь стоит памятник Фридерику Шопену. Композитор изображен сидящим под плакучей ивой и погруженным в мир грез и мелодий.

Здесь польский композитор не раз прогуливался. Теперь в этом парке летом проходят шопеновские концерты, на которых молодые музыканты демонстрируют свое мастерство. Но главное музыкальное событие, которого каждый раз ждет Варшава, – Международный конкурс пианистов имени Фридерика Шопена.

«В течение трех недель Варшава живет только Шопеном. Это социологическое явление - феномен, потому что даже таксисты, обсуждают, кто хорошо сыграл в этот день. На улицах можно услышать разговор прохожих - кто является их фаворитом, или кто не оправдал надежды», - рассказывает член оргкомитета Международного конкурса имени Шопена Гжегож Михальский (Польша).

Один из конкурсантов этого года - 22-летний Лукаш Крупиньский – уже большой знаток творчества польского композитора. В 2013-м пианист завоевал Гран-при на Конкурсе пианистов имени Шопена в Томске. Ну, а путевку на предстоящий конкурс ему обеспечила победа на другом польском смотре, также посвященном Шопену.

«Шопен – один из любимых моих композиторов, а еще - Скрябин, Рахманинов и Прокофьев. Произведения Шопена сложны, но для меня это - второстепенно. Главное, эмоции, то, что затрагивает душу», - убежден пианист, участник XVII Международного конкурса имени Шопена Лукаш Крупиньский (Польша).

С пианисткой Юлианной Авдеевой – победительницей XVI Конкурса пианистов имени Фридерика Шопена - корреспонденты «Новостей культуры» встретились в Москве. Тогда, в 2010-м, российские музыканты заняли все три призовых места. Для самой исполнительницы этот триумф стал неким ключом, который открыл двери во многие концертные залы мира.

«Я регулярно работаю с замечательными оркестрами в самых разных странах, с интересными дирижерами. Знакомлюсь с новой публикой и, конечно, во многом, это благодаря моей победе на Конкурсе Шопена», - утверждает пианистка, лауреат первой премии XVI Международного конкурса имени Фридерика Шопена Юлианна Авдеева.

В этот раз на конкурс подано рекордное количество заявок - 460. Из них для предварительных прослушиваний, они как раз проходят в апреле, международное жюри отобрало 160 участников. И лишь 80 пианистов примут участие в основном конкурсе в октябре. Их ждут большие концерты в Национальной филармонии Варшавы.

«Для поляков музыка Шопена важна - это понятно. Но почему так происходит с русскими, у нас в этом году участвует большая группа из России - 11 кандидатов. Почему этот конкурс популярен в Аргентине, Китае? Из Азии была подана почти половина заявок. Почему музыка Шопена вызывает такой интерес? Пианисты посвящают его творчеству всю жизнь», - рассказывает директор Национального института Фридерика Шопена Артур Шкленер (Польша).

Жизнь самого Шопена оборвалась во Франции. Но сердце композитора всегда принадлежало Польше. После его смерти, согласно воле Шопена, сердце перевезли в Варшаву. Оно покоится в Костеле святого Креста.

«Дело в том, что сестра Шопена путешествовала из Франции в Российскую империю. Российский таможенник спросил ее на границе: "Что это такое?" И показал на специфическую странную коробку. Она ответила, что это сердце возвращается на Родину», - рассказал экскурсовод Михал Байорек (Польша).

Музыка Шопена - как особый язык, безграничная в выразительности и глубине, волнует и спустя полтора столетия. И в XXI веке сотни музыкантов стремятся в Варшаву, чтобы одержать победу на главном конкурсе главного композитора страны.
 

Новости культуры