13.04.2015 | 15:58

В Москве завершился монофестиваль "Музыка Чайковского"

В Москве завершился монофестиваль «Музыка Чайковского». Самые известные сочинения композитора прозвучали на форуме с необычным акцентом. Финальный аккорд - в двухнедельном марафоне - поставил Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова.

В день исполнения этих произведений Чайковского у музыкантов особый режим. О плохом не думать, поменьше разговаривать, и, как ни странно, почти не репетировать перед выступлением. «Четвертая симфония и Первый концерт для фортепиано Чайковского - одни из самых коварных», - говорит Владимир Спиваков. На слух – романтичные и воздушные, они опустошают душу артистов.

«Оркестр не мучаю ни в коем случае. Это еще связано с физиологией. Здесь очень много игры медных духовых инструментов. Это все губы, а губы нужно беречь. Людей вообще нужно беречь, чтобы они свежие выходили на сцену», - считает художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков.

Четвертую симфонию Чайковского называют «лирической исповедью его души». К работе над ней композитор приступил после тяжелого душевного кризиса, вызванного неудачным браком. Кроме того, его сильно беспокоила судьба страны. 1877 год – это Русско-турецкая война, покушения на царя Александра II, репрессии и восстания. Все это отразилось в сочинении Чайковского. Повелительно-властная, мятущаяся, стремящаяся к свету - Четвертая симфония стала первой в истории музыкальной психологической драмой.

Первый концерт для фортепиано - самое исполняемое произведение Чайковского. Как говорил известный пианист Андрей Гаврилов: «За всю жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы эту мелодию – от крестьянина до короля». Сегодня Первый концерт - в репертуаре ведущих музыкантов мира. А вот пианист Николай Рубинштейн, которому и посвятил сочинение Чайковский, в свое время от его исполнения отказался, назвав его «никуда не годным». Уязвленный композитор не стал в нем ничего менять и сменил посвящение – Гансу фон Бюлову. На монофестивале концерт звучит в исполнении Александра Романовского.

«Любой артист, который с ним сталкивается, должен преодолеть ту заезженность, к которой все привыкли. Все говорят: "Этот Первый концерт Чайковского уже все знают". И слушатель уже невнимательно слушает, о чем музыка, и что в данный момент артист пытается сказать», - объясняет пианист Александр Романовский.

«Простота и обыденность не исключают ни поэзии, ни драмы», - писал Петр Чайковский. Композитор-лирик, он говорил возвышенным слогом о самых тривиальных вещах, при этом оставаясь доступным и ясным. «Музыку Чайковского легко исполнять, – говорят музыканты, - но также легко и испортить».

 

Новости культуры