13.04.2015 | 10:44

Юрий Бутусов поставил "Бег" на сцене театра Вахтангова

Булгаковским пьесам была уготована трагическая судьба. Особенно пьесе «Бег». В 1928 году запретили её репетиции в Московском художественном. И при жизни автора она ни разу не ставилась. Премьера состоялась только в 1957 году. Но по каким-то причинам режиссеры обходили эту пьесу стороной. Сценическая история её довольно скромная – не более десятка постановок. Поэтому «Бег» на сцене театра Вахтангова в режиссуре Юрия Бутусова звучит многообещающе.

С вахтанговцами Юрий Бутусов однажды уже работал – в 2010-м ставил Шекспировскую «Меру за меру». После серии спектаклей по Шекспиру в Вахтанговский вернулся с Булгаковым. Первым в его собственной режиссерской практике и единственным в афише театра.

«Булгаковский театр, как мне кажется, имеет эпичность и это дает возможность нам отстраниться от ситуации и посмотреть на нее разумом в том числе», – отметил режиссер Юрий Бутусов.

Пьеса «Бег», которую Булгаков называл любимой, за почти 90 лет с момента создания в театре ставилась крайне редко. Причина, как считает Бутусов, – в загадочной театральной фактуре, в невозможности найти сценический эквивалент фантастическим ремаркам Булгакова. Как, например, сыграть ремарку «поднимаясь в гибельные выси»?

«Мы опирались на то, что это сны. А сны могут быть как волшебные, так и очень тяжелые, поэтому если кому-то покажется, что очень громко в начале – ну, во сне же нельзя сделать потише. Если стучит в висках, значит стучит в висках. Поэтому мы как-то все-таки думали – не было вопроса нереальности реальности. Это скорее все-таки сны. В данном случае это нам развязывало руки. А почему у вас это так? Извините, пожалуйста! Сон!» – сказал актер Виктор Добронравов.

Бег начинается с почти нестерпимо громкой, наотмашь бьющей музыки. На сцене трясется от боли, страха, лихорадки Серафима Корзухина, отправившаяся в Крым к мужу. Она – отправная точка и лирический центр спектакля.

«Сложно, да, потому что нельзя закрыться, когда там сидишь… Иногда даже, мне кажется, у меня может подниматься температура – иногда, бывает так», – поделилась актриса Екатерина Крамзина.

Многое в «Беге» рождалось на бегу – в процессе репетиций, из актерских импровизаций, из литературы о времени. В знаменитые сны вплелись стихи Бродского, Маяковского, Володина, Довлатова. Почти у каждого актера – вышло по нескольку ролей. Валерий Ушаков, например, играет Корзухина, Тихового, начальника станции – и даже бронепоезд.

«Нам пошили даже какие-то роскошные костюмы на разных персонажей – шинели, абсолютно достоверные, на Корзухина какую-то роскошную шубу сшили. Юрий Николаевич все это отменил. Именно из-за того, чтобы это не было костюмированным каким-то театром», – рассказал актер Валерий Ушаков.

«Восемь снов» о гражданской войне, Белой армии, сдающей Крым, о загнанных в тупик людях – сны о страшном времени, где фантасмагория подменила реальность. К этому материалу всегда с осторожностью прикасались в театре, многие будут искать переклички с сегодняшним днем. Сам режиссер говорит: искал, и нашел другое – историю любви и человеческих душ.

Новости культуры