10.04.2015 | 11:30

В христианском церковном календаре наступил самый скорбный день

В христианском церковном календаре наступил самый скорбный день – Великая или Страстная пятница. Сегодня повествуется о самом драматичном моменте Евангельской истории – бичевании, распятии и погребении Христа. Во всех православных храмах совершается чин выноса плащаницы – иконы с изображением Иисуса во гробе. Традиция берёт начало в XI веке в Византии. Тогда во время службы выносили известную на весь мир Туринскую плащаницу. Именно она послужила прообразом и для всех остальных.

Эта плащаница конца XVII века поступила на реставрацию в Центр Грабаря из Кировского краеведческого областного музея. До того, как стать музейным экспонатом, она на протяжении нескольких столетий использовалась в богослужениях. В православной церкви этому образу отводится совершенно особое место. 

«Эта иконография сравнительно полная, она называется историческая, потому что соответствует историческому евангельскому повествованию. А есть более краткая иконография – она называется литургическая, где изображается только Христос», - рассказывает ведущий научный сотрудник Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря Александр Силкин.

Эта древняя плащаница напрямую иллюстрирует Евангелие – Божия Матерь, жены-мироносицы, Мария Магдалина, тайные ученики Никодим и Иосиф, а также Иоанн Богослов погребают тело Христа в пещере. Но иногда на плащанице изображают только Христа. Например, эскиз плащаницы, сделанный художником Виктором Васнецовым для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. 

«Здесь мы не видим Богоматерь, учеников Христа. Очевидно, это было важно художнику», - отмечает старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.

Такой тип плащаницы, по сути, выходит за рамки евангельского повествования. Ведь, что происходило в той пещере, доподлинно никто не знает. Но есть уникальное свидетельство – плащаница, хранящаяся в Турине, в Италии. 

«Туринская плащаница - это ни с чем не сравнимое свидетельство о том, что в центре мировой истории стоит это распятие, в глухой римской провинции, неизвестного практически никому человека, который является воплотившимся Богом», - объясняет наместник Московского Сретенского ставропигиального монастыря Тихон (Шевкунов).

Московский Сретенский монастырь. Александр Беляков уже много лет возглавляет Российский центр изучения Туринской плащаницы. Это ее высокоточная копия. По его словам, на плащанице запечатлены не только следы распятия и бичевания, но и следы воскресения Христа. При этом, если присутствие крови на плащанице объяснимо, то, каким именно образом на ней возникли ожоги по всему контуру тела, до сих пор до конца не понятно. Но есть предположения. 

«Это воскресение произошло в божественных энергиях. Тело Иисуса Христа, можно сказать, исполнилось божественной энергией, и эта энергия не была физическим излучением, потому что, если бы это было излучение, то на плащанице был бы размытый образ. А на плащанице такой образ, который невозможно смоделировать», - отмечает директор российского Центра Туринской плащаницы при Сретенском монастыре Александр Беляков.
.
До похищения крестоносцами Туринская плащаница хранилась в одном из храмов Константинополя и в определенные дни демонстрировалась верующим. Одним своим видом напоминая не только о страстях Христовых, но и о том событии, которое последовало после – о Светлом воскресении Христовом. 
 

Новости культуры