15.04.2011 | 23:34

Театр с политическим подтекстом - "Меридиональ" на петербургской сцене

В Петербурге проходят показы лауреатов престижной европейской премии «Новая театральная реальность». Сегодня был, пожалуй, самый насыщенный день. В афише – работы сразу трех обладателей премии. Чешский режиссер Вильям Дочоломански представил две авторские фантазии – «Путешествие» и «Театр». Исландская труппа «Вестурпорт» сыграла «Фауста». А начался день с показов португальского театра «Меридиональ». Рассказывают «Новости культуры».

Собраться на утренний спектакль португальского театра «Меридиональ» зарубежных гостей фестиваля и российскую публику заставила, видимо, его необычная слава. В Европе «Меридиональ», основанный в начале 1990-х, известен своей приверженностью политическому театру. Все три спектакля, которые «Меридиональ» привез на фестиваль, действительно имеют политический привкус, разной крепости. Руководитель и режиссер театра Мигель Сеабра говорит, это потому, что у его команды есть четкая гражданская позиция, которая не может не отражаться в их работе.

Когда «Меридиональ» не ставит мировую классику – Беккета, Джойса, Шекспира, он обращается к экспериментам современных авторов. Спектакль «Кабо-Верде» как раз из таких. В его основе – микс из текстов писателей с Зеленого Мыса. Это островное государство, несмотря на годы независимости, до сих пор не выяснило своих отношений с бывшей монополией. «Кабо-Верде» – это почти моноспектакль, актрисы Карлы Гальван. Одна за всех, она и ребенок, и девушка, и мать. По-южному темпераментно она рассказывает историю людей, живших когда-то на Кабо-Верде, которые были или не были счастливы.

«Когда играю для непортугальской публики, стараюсь произносить слова с большим вниманием к удвоенным буквам, например, чтобы посмаковать их звучание, раз уже никто меня не понимает», – замечает актриса.

Рядом с Карлой Гальван на сцене удивительный музыкант, который диковинными звуками и национальной музыкой с берегов Кабо-Верде создает фон и своеобразный диалог в спектакле.

«Я вдохновлялся звуками музыки Кабо-Верде. Отсюда – шуршание риса и ритмика, плюс португальская гитара», – говорит музыкант Фернанду Мота.

«В Европе есть масса интересного, о чем мы мало знаем. Поэтому стараемся сейчас привлечь внимание к театрам из таких стран, куда раньше не заглядывали. Например, к Исландии, Португалии», – поясняет генеральный секретарь премии Алессандро Мартинес.

Второй спектакль – двадцатиминутный набросок планов на будущее. Его выпуск намечен на лето. Немногословная история о том, как это скверно, когда умные люди смотрят на других сверху вниз, подчеркивают свое превосходство. А еще о том, как важно, чтобы все были на равных и смотрели друг другу в глаза. Тема, хоть и универсальная, но тоже с политическим оттенком, учитывая реалии соседства разных стран Евросоюза.

«Мы очень рады, что европейская премия обратила на нас внимание. Через нас в мире лучше узнают культуру Португалии, окно в мир распахнется шире», – уверен режиссер Мигель Сеабра.

Португальцы произвели в Петербурге впечатление теплым темпераментом, Санкт-Петербург поразил португальцев своей красотой. Мигель Сеабра всерьез задумался о русской классике.