18.04.2011 | 09:56

Создателю телефильма "Дети Арбата" и картины "Многоточие" Андрею Эшпаю исполняется 55 лет

Создателю телефильма "Дети Арбата" и картины "Многоточие" Андрею Эшпаю сегодня исполняется 55 лет. Однако сам режиссер дату юбилейной не считает. "Это просто совпадение цифр", - с улыбкой сказал он.

"Сейчас при поддержке Министерства культуры РФ заканчиваю работу над документальным фильмом о своей семьей, о своем отце, о Республике Марий Эл, откуда мы родом. Это размышление о наших корнях, сохраняются ли они в людях или исчезают", - поделился Андрей Андреевич. Действительно, режиссеру есть, что рассказать о своем роде. Достаточно сказать, что его отец - народный артист СССР, знаменитый композитор Андрей Эшпай, написавший десятки симфоний и балетов, а также музыку более чем к полусотне фильмов.

Сын же пошел по несколько другому пути. В 1980 году он окончил ВГИК, где на режиссерском факультете учился в мастерской Льва Кулиджанова и Татьяны Лиозновой. Дебютировал картиной "Когда играли Баха", затем снимал неигровые фильмы, занимался сценарной работой. В 1988 году Андрей Эшпай поставил фильм "Шут", а в 1990 году экранизировал роман Федора Достоевского "Униженные и оскорбленные" - главные роли в нем сыграли Настасья Кински и Никита Михалков.

В 2001 году под влиянием идейного течения "Догма" режиссер снял ленту "Цветущий холм среди пустого поля", в котором главную и единственную роль исполнила супруга Эшпая, народная артистка России Евгения Симонова. Среди других его работ - телефильмы "Иван Грозный" и "Дети Арбата", картины "Многоточие" и "Событие" по Владимиру Набокову.

Одна из последних картин Эшпая - "Элизиум", в котором главную роль исполняет Зоя Кайдановская. В центре сюжета - история поэтов Серебряного века. О своей работе Андрей Андреевич говорит очень поэтично: "Летящая в пространстве камера, отрицающая дискретность кинематографа, словно немой свидетель врывается в дом в начале XX века и выхватывает десятиминутные непрерывные эпизоды из жизни трех поэтов и их странного окружения, с их мечтами об идеалах, сумасшедшей влюбленностью, бесконечной игрой в жизнь, превращающей ее в театр. А где-то рядом идет война:"

"Премьера картины состоялась во Франции, там ее приняли очень хорошо", - сказал Эшпай, добавив, что в России ленту еще не видели. "Сейчас думаю над тем, где и как организовать просмотр", - пояснил он.

Рассуждая, в целом, о состоянии российского кинематографа, Андрей Эшпай посетовал, что оно далеко от идеала. "Многие забывают, что мы - великая кинематографическая держава с собственным киноязыком, - считает режиссер. - Как следствие, у нас проблемы с прокатом и потерян контакт со зрителем". По мнению Эшпая, режиссеры должны помнить о своих талантливых предшественниках и прежде всего опираться на самобытность русского кино.