08.04.2015 | 11:38

К юбилею Владимира Васильева

18 апреля юбилей отмечает знаменитый артист балета Владимир Васильев. К этой дате на телеканале "Россия К" – премьера программы "Монолог в 4-х частях" (13-16 апреля, 22:20), выпуск проекта "Послушайте!" (18 апреля; 17:35), а также балеты "Спартак" (18 апреля, 15:20) и "Щелкунчик" (19 апреля, 15:35) в рубрике "Легендарные спектакли Большого".

Владимир Васильев – выдающийся артист балета, педагог, хореограф, балетмейстер, народный артист СССР, обладатель премии В. Нижинского как "лучший танцовщик мира". Его считают "Богом танца", парижская Академия танца назвала их с Екатериной Максимовой "лучшей балетной парой". Уйдя со сцены, как и положено балетному артисту, в возрасте около 40 лет, он продолжал танцевать, и был востребован на лучших сценах мира. И не только как танцовщик, но и, главным образом, как замечательный балетмейстер. С годами многогранная личность этого уникального человека раскрылась с других, самых неожиданных сторон. Об этом речь пойдет в программе "Монолог в 4-х частях" (13-16 апреля, 22:20).

Часть 1-я (13 апреля, 22:20). "Какие бы работы художник ни делал, он все пропускает через себя", – так Владимир Васильев говорит о творениях всех творческих людей разных профессий. Так же можно охарактеризовать и его постановку си-минорной мессы И.С. Баха на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля. Это грандиозное действо, в котором участвуют балетная и оперная труппы, стало осуществлением его давней заветной мечты. Именно такие опыты и дают ему сегодня силы, идеи, возможности для творчества. Вспоминая начало своего творческого пути, Васильев говорит о том, что каждая роль в свое время для него была самой главной, самой интересной. Но "этапной" ролью, оказавшей наибольшее влияние на зрителя, на поколение, на балетное искусство в целом, стал Спартак. В прочтении Васильева он был не таким, каким его привыкли видеть: не глыбой, легендой, а человеком – ранимым, сомневающимся. Рассказывая о своем богатом опыте работы в качестве балетмейстера и хореографа, Владимир Викторович очень четко обозначает разницу: если хореограф может ставить только слова, фразы, которые выливаются в миниатюры, то балетмейстер – это человек, который ставит уже целый сюжет, рассказ.

Часть 2-я (14 апреля, 22:20). "Мне хочется что-нибудь сделать только тогда, когда я вижу музыку: ее реальное пластическое воплощение, ее выражение в свете, в цвете, в отношениях людей. После того, как я услышал первый вальс, я сразу понял: это попадание абсолютно в десятку! Гаврилин и Чехов слились для меня в едином аккорде", – так Владимир Васильев вспоминает свою работу над балетом "Анюта", завоевавшем немало призов на международных кинофестивалях. Эта часть монолога посвящена Ленинграду, ставшему судьбоносным в жизни Васильева. Именно с Ленинградским телевидением и с режиссером Александром Белинским – человеком, придумавшим жанр телевизионного балета, – связана огромная часть его творческой биографии. Здесь же, в салоне исторической фотографии им. Карла Буллы состоялась первая выставка Васильева-живописца, и всякий раз, когда он приходит сюда, возникают воспоминания о людях, с которыми он встречался и которые ему дороги. Один из них – Савелий Ямщиков. Благодаря ему Васильев полюбил живопись, и она уже давно занимает особое место в его жизни.

Часть 3-я (15 апреля, 22:20). "Надо любить свое дело, и тогда место, в котором ты будешь прилагать свои усилия, совершенно не имеет значения". Владимира Васильева можно назвать "человеком мира". Он вспоминает свои первые поездки в Америку, в Японию, поездку во Францию, ставшую настоящим свадебным путешествием его и Екатерины Максимовой. Так совпало, что на второй день после свадьбы они поехали в Париж представлять советско-французский фильм "СССР с открытым сердцем", в котором сыграли главные роли. Но на вопрос, в какой стране он мог бы жить, если не в России, он всегда отвечает – в Италии, в Риме. Первая встреча с Италией состоялась в 1968 году, когда известную балетную пару пригласил в свою постановку "Жизель" на сцене Римской оперы известный балетмейстер Жарко Пребил. Васильев до сих пор помнит забавный случай, как перед премьерой к нему в грим-уборную зашел председатель местного общества клакеров и попытался "договориться", за что был выгнан из гримерки. И без сговора успех у Васильева и Максимовой был феноменальный. Римская опера стала началом их любви к Италии.

Часть 4-я (16 апреля, 22:20). "Меня пугает однообразие. Я не могу постоянно играть одни и те же роли, постоянно заниматься только одним делом", – так объясняет Владимир Васильев свою тягу ко всему новому: к живописи, к стихосложению. В последние годы Владимир Викторович активно занимается общественной деятельностью, и есть особая должность, которой он дорожит – должность президента Фонда имени Галины Улановой. С большой любовью Васильев говорит о легендарной балерине. Для него она – пример тех великих людей, у которых внутренняя наполненность значительно выше внешнего выражения. Владимир Викторович вспоминает о Большом театре, который был его домом на протяжении более чем пятидесяти лет, об увольнении, о повторном сотрудничестве… А на вынужденный уход из театра после 5 лет службы уже в качестве директора и художественного руководителя он ответил своим стихотворением: "Я думал, на мою любовь / Ответить ненависть не сможет, / И совесть недруга загложет, / И не испортит он мне кровь. / Да, так я думал... А на деле / Любовь и ненависть слились, / И с упоеньем принялись / Терзать и душу мне и тело".

В проекте "Послушайте!" (18 апреля, 17:35) Владимир Васильев читает стихи известных поэтов: Н. Некрасова, К. Маркса, Г. Державина, И. Крылова, Д. Веневитинова, А. К. Толстого, А. Фета, Ф. Тютчева, П. Федотова, Н. Огарева, В. Курочкина, Д. Минаева (Михаила Бурбонова), Саши Черного. Программа иллюстрирована живописными работами Владимира Васильева.

Кульминацией станет показ балетов с участием Владимира Васильева в рубрике "Легендарные спектакли Большого". 18 апреля в 15:20 – балет "Спартак" в хореографии Юрия Григоровича. В главных партиях: Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева и Марис Лиепа. Запись 1970 года. 19 апреля в 15:35 – балет "Щелкунчик" в постановке Юрия Григоровича. В главных партиях: Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Запись 1978 года.

Пресс-служба телеканала "Россия К"