07.04.2015 | 10:39

Балету "Лебединое озеро" исполняется 120 лет

120 лет исполняется одному из символов русского искусства, знаменитому балету «Лебединое озеро» на музыку Чайковского в признанной классической версии Мариуса Петипа. Постановка была представлена в Мариинском театре в 1895 году. Ей предшествовал ряд неудачных или частичных постановок балета. Мариинка в своём роде поставила спектакль на крыло, открыла его легендарную летопись.

Кажется, что этот балет был всегда, так прекрасны и гармоничны музыка, танец и костюмы. Сейчас трудно представить, что на премьерной афише в Большом театре в 1877 году значилось: Балет Рейзингера с музыкой Чайковского «Озеро лебедей», и постановка не имела успеха. Балет продержался всего 20 спектаклей. Сейчас та премьера обросла уже легендами.

  «Он написал эту музыку, потому что был поклонником балерины Собещанской. он именно ей посвятил эту партитуру, но, как правило, в театре царят интриги, и премьеру танцевала другая балерина – ее соперница Корпакова. Чайковский не пришел на спектакль, был разозлен этим фактом, переживал, запрещал использовать эту музыку», – рассказал ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе.

На московской премьере балет имел и иной сюжет. Не было хэппи-энда. Принцу Зигфриду не удавалось спасти девушку-лебедя от злого волшебника Ротбарта. Они погибали в волнах озера. Спустя 18 лет балет решили возобновить в Мариинском театре. Авторами спектакля, ставшим классическим, были Мариус Петипа и Лев Иванов. Льву Иванову принадлежит знаменитый второй акт с белыми лебедями. Позже Петипа придумал лебедя черного. Появился драматический конфликт, соразмерный по глубине музыке Чайковского.

«"Лебединое озеро" вроде бы, на самом деле, обычный, привычный балетный сюжет, ничего особенного: волшебники, колдовство – но тем не менее, музыка Петра Ильича наделила банальные и привычные сюжеты необычной сердечностью и энергией сочувствия», – отметила начальник отдела нотных фондов Мариинского театра, народная артистка России Мария Щербакова.

Итальянская танцовщица Пьерина Линьяни на премьере спектакля поразила зрителей невиданным приемом – фуэте, которое она проделала 32 раза.

«Кроме Пьерины Линьяни в ту пору этого не мог исполнить никто, и та же Карсавина вспоминает, когда она училась в театральной школе, что "мы крутились и вертелись всюду: в столовой, коридорах, спальнях, мы падали, теряли равновесие и снова крутились"», – сказала заведующая экспозиционным отделом Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Роза Садыхова.

Балетные туфли Линьяни в Музее театрального и музыкального искусства хранят как ценнейшую реликвию – с них началось триумфальное шествие «Лебединого озера» по сценам Европы.

Есть «Озеро» китайское, есть индийское, есть даже африканское. Лебедей научились танцевать мужчины, бывает, что легендарный балет превращают в настоящую клоунаду или цирковой аттракцион. Как это обычно и случается с настоящими шедеврами, сам балет и музыку Чайковского растащили на цитаты. Но независимо от всего этого, когда в Мариинском дают классическое, настоящее «Лебединое озеро», в зале – аншлаг.

Новости культуры