31.08.2012 | 19:57

На Красной площади завершаются репетиции фестиваля "Спасская башня"

200-летию Отечественной войны 1812 года будет посвящен и фестиваль «Спасская башня», который открывается завтра. На Красной площади пройдет дефиле лучших военных оркестров мира. До этого они прошествуют по Тверской улице. Эпическим прологом и эпилогом к их выступлениям станет грандиозное театрализованное шоу «Война и мир». С теми, кто отвечает за его готовность, встретились «Новости культуры». 

Перед генеральной репетицией главный художник фестиваля Михаил Шемякин тщательно осматривает «колесо войны». Накануне оно испытаний не выдержало и чуть не развалилось. Всю ночь шли сварочные работы.

«Обычно в старых фильмах обозначается "колесо войны" огненное. Это традиция XIII – XIV века в западноевропейской живописи. Поэтому я, учитывая мои наклонности к анализу истории, кое-что заимствовал от итальянцев и немцев», – поясняет Шемякин.

Пять месяцев ушло на подготовку: штудирование Толстого, чтение военных мемуаров и даже изучение попон лошадей разных эпох. Для Шемякина, искушенного в европейской площадной режиссуре, устроить праздник на Красной площади – словно продолжить семейное дело. В 1930-х его отец организовывал здесь соревнования по джигитовке.

«Очень ветрено. Особенно учитывая, что в этом шоу задействован огонь, факелы, лошади, которые могут испугаться огня и дыма. Поэтому тысяча различных маленьких "но", которые мы должны преодолеть. А на площади Святого Марка, где я привык работать, там нет такого ветра. Здесь все очень торжественно. В этом есть своя прелесть и большая ответственность», – отмечает главный художник.

В финале шоу будет так называемый «костер мира», описанный Львом Толстым и экранизированный Бондарчуком в «Войне и мире». Как в двух классических произведениях, здесь, словно после окончания войны, враждующие стороны будут петь объединяющую песню.

«Это песня XVI века, она посвящена Генриху Четвертому. Кстати сказать, в фильме "Гусарская баллада" Хренников использовал этот текст и написал песенку. "Песенка Перлтье" называется. "Жил-был Анри Четвертый…" – Это как раз песенка о Генрихе Четвертом. Но здесь она звучит в том варианте, который был использован в те времена, когда жил Генрих», – рассказывает музыкальный руководитель Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», главный военный дирижер России Валерий Халилов.

1200 участников объединит увертюра Чайковского «1812 год» и молитва русского народа под исторические колокола Покровского собора.

«Среди них есть, например, колокол, который князь Дмитрий Михайлович Пожарский после освобождения Москвы от непрошенных гостей вложил вкладом в храм Зачатия Анны, что в углу. И этот колокол – памятник победы 1612 года – звучит в увертюре "1812 год", сочиненной Чайковским», – замечает главный звонарь Игорь Коновалов.

Целый год организаторы работают со своими участниками дистанционно, и лишь за два дня не знакомые друг с другом люди, говорящие на разных языках, должны создать грандиозное шоу.

«Большое счастье, когда ты видишь, что тысячи музыкантов, актеров, танцоров начинают жить в одном ритме. Это не литературное слово "соединение", а объединение людей, которые заняты одним делом», – подчеркивает режиссер Роман Мархолия.

Репетиции шоу «Война и мир» в самом разгаре. С 1 сентября представление, сравнимое по своему единению разве что с Олимпийским, будет повторяться на главной площади страны целую неделю.

Читайте также:
Парад военных оркестров в ореоле «Войны и мира» Толстого