07.04.2015 | 11:30

Cпектакль "Экспонат/Пробуждение" Александринки - претендент на 4 "Золотые маски"

«Александринка-2» - идеальная лаборатория для всех жанров. Созданная для Новой сцены театра хореографическая постановка под непростым названием «Экспонат/Пробуждение» претендует на четыре «Золотые маски», в том числе, как «лучший спектакль» и «лучшая работа хореографа» в категории «современный танец». Хореограф Анна Абалихина - одна из первых фигур на всё ещё узком пространстве российского contemporary dance – называет свой опус «телесной инсталляцией». А критики расшифровывают её смысл – «притча о прогрессе».

Процесс подготовки к спектаклю выглядит слегка необычно и происходит не за кулисами, а прямо у сцены. Здесь отсчет идет на минуты. Остается лишь небольшое отверстие, чтобы дышать, и кокон готов. Кокон или плацентарный мешок с недвигающимся телом-эмбрионом аккуратно переносят на сцену.

В полной темноте начинает рождаться существо. Сначала появляются руки – прорывают тянущуюся скорлупу, затем – ноги, которые так и не пойдут за все время спектакля.

«Изначально там нет никакой истории. Это как бы исследование, и перформанс построен на структурированной импровизации, потому что каждый раз он новый. Структурированная импровизация подразумевает под собой реперные точки, в которых перформанс здесь и сейчас путешествует, исследуя свою телесность в том числе», - объясняет хореограф-постановщик Анна Абалихина.

В прошлом году Анна Абалихина была в составе жюри «Золотой маски». В этом – сама номинант - как лучший хореограф. Говорит, не придумала ничего нового, хотя до нее за 50 минут полный эволюционный цикл – от амебы до человека не показывал никто. В замкнутом пространстве Полина Пшиндина заново учится не то, что ходить – дышать, двигаться, чувствовать свое тело, мышцы, пространство.

«Существовать вместе с музыкой, с задачами. Самое сложное - отстраниться от всего, как говорит Анна, – обнуление полное, чтобы был только ты и космос. Вот это для меня было самое сложное – отстраниться от всего и остаться одной с самой собой и с Вселенной», - рассказывает танцовщица Полина Пшиндина.

В темном зале зрителей как будто нет – только нетающий теплый лед из гидрогеля, реагирующий на движения. Новый человек рождается в муках – для того, чтобы подняться на ноги, нужно пройти большой путь. И одежда не должна стеснять движений.

«Хотелось, чтобы он был совсем голый, по ощущению. Понятно, что если бы совсем голого человека туда запустили, это такой эстетический момент, это по-другому влияет. Мы думали об этом, у нас была такая мысль, но практически – потому что все время находишься в воде и в этой субстанции, решили от этого отказаться», - отмечает художник Галя Солодовникова.

Спектакль задумывался как дуэт, но исполняют его сольно. Правда, поочередно – то девочка, то мальчик, тем самым стирая границы между полами. «Это – второстепенно», - говорит режиссер. Главное – родиться, встать, проснуться и научиться ощущениям.

Новости культуры

Все материалы темы>>>