03.04.2015 | 15:24

Во Владимирском Успенском соборе открыты фрески кисти Андрея Рублева

В Успенском Кафедральном соборе Владимира идет реставрация уникальных фресок, созданных Андреем Рублевым. Ранее часть из них была скрыта иконостасом. Для символа Владимирской земли – Успенского собора – реставрация уже стала состоянием перманентным. Но к настенной живописи специалисты смогли подступиться лишь недавно, после того как в храме установили определенный температурно-влажностный режим.

Первые документы о проведении работ по укреплению росписей датируются ещё началом XVIII века. В середине XIX столетия под сводами храма работал профессор Солнцев. Он и раскрыл живопись Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. В частности - композицию «Лоно Авраамово». После него здесь побывал археолог, реставратор и историк Иван Забелин. Поиском икон с иконостаса занимался академик Игорь Грабарь - уже после революции. А в 50-е, вместе с Николаем Сычёвым, фрески реставрировал Александр Некрасов. На его долю выпал самый масштабный период работ - с 75-го по 82-й годы. Именно при нём обнаружены фрагменты росписи XII и XV веков.

«И вот за иконостасом, на древних столбах, можно увидеть фрагменты росписи XII века, причём большие: изображения святых 1189 года и фрагменты росписи руки Андрея Рублёва», - рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.

Светлана Мельникова поясняет: первоначальный иконостас Рублёва не закрывал ни фресок, ни самого знаменитого изографа, ни его предшественников. Новый же, подаренный Екатериной II иконостас, не был каноничным. Те его части, за которыми сейчас находится роспись, держатся на специальных петлях - их достаточно просто приоткрыть. За это можно благодарить предыдущих реставраторов.

Пока леса построены только с одной стороны иконостаса. Мы находимся на первом ярусе. Эта часть была скрыта от посторонних глаз более 30 лет. Видеть эти росписи могли только реставраторы. К примеру, - фрагменты XII века.

Художник-реставратор Александр Запатрин работал вместе с Некрасовым в конце 70-х. Рассказывает, чем различаются внутренняя часть и та, что не была защищена иконостасом. Всё это время в храме оседала пыль, горели свечи. Стены покрыл жирный слой копоти.

«Если посмотреть вот сюда - сажа чёрная. Это снаружи, где было незащищено иконостасом. Здесь намного сложнее удалять. Это засмолившаяся копоть, она масляная», - показывает художник-реставратор первой категории Александр Запатрин.

Что касается фресковой живописи, в Успенском соборе ещё много участков, которым нанесён значительный урон. Например, фрагмент «Море отдаёт своих мертвецов», часть знаменитой композиции «Страшный суд». Она тоже подлежит реставрации. Общий срок всех работ - 2 года. Северную галерею реставраторы покинут только 25 мая. Параллельно будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе фресок за иконостасом. Возможно, в этот раз они будут открыты для всеобщего обозрения.

Новости культуры