03.04.2015 | 10:15

На "Золотой маске" представили кукольную постановку "Когда я снова стану маленьким"

Парад номинантов «Золотой маски» продолжила кукольная постановка из Петербурга. Её показал Большой драматический театр имени Товстоногова. В основе спектакля-монолога – повести Януша Корчака: «Слава», «Король Матиуш Первый» и «Когда я снова стану маленьким». Некоторые критики определили спектакль как «расширение детского репертуара» БДТ. На самом деле, он – больше для взрослых, которым уже никогда не стать маленькими. Их удел – воспоминания о детстве.

В этом спектакле все необычно: необычно, что поставлен на сцене драматического БДТ, пусть и малой. Для актера Тараса Бибича необычен жанр моноспектакля – это впервые. А уж то, что работа кукольная, – откровенный вызов. Как выучить хинди или зулу, шутит Бибич.

«Это вообще другой мир, кукольный. Я настолько преклоняюсь перед кукольными артистами. Они невероятные мастера. Потому что твои мозги совершенно по-другому работают. Как бы сегментарно – одна часть головы думает об одном, другая о третьем – четвертая о восьмом. Ты должен уметь тут же все это как фокусник переставить, взять, спрятать, убрать, достать. При этом ты должен быть живым и играть на сцене. И это твоя жизнь», – поделился он.

Все началось с дружбы кукольного режиссера Евгения Ибрагимова с драматическим актером Тарасом Бибичем: им давно хотелось поработать вместе. Импульсом к первому такому опыту стала любовь театрального художника Натальи Мишиной – тоже номинантки на «Маску» – к Янушу Корчаку. Корчак – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, создатель детских приютов, всегда говоривший: ребенок – это человек, сейчас, а не в будущем. Сегодня его читают не так часто, как следовало бы, считают создатели спектакля. Им хочется…

«Чтобы зрители немножко сочувствовали. Потому что сегодня очень много такого, когда смотришь и думаешь: что это было? А здесь все ясно. Это такое ретро. Хотелось чего-то такого душевного. Настоящего», – сказал режиссер Евгений Ибрагимов.

Каждый раз по-разному настраиваясь на игру – зависит, кого больше в зале: детей или серьезных взрослых – Тарас Бибич рассказывает историю о воспоминаниях детства, о большом мире маленьких людей, о первой любви, первых переживаниях, о детской правде во взрослом мире. Варшава 1910-х, сложное время, на которое выпало детство героев. Из животов старинных чемоданов на свет появляются маленькие герои, сделанные из папье-маше. Придумать мир героев Корчака сначала было не просто.

«Я ему показала скульптуру… Корчак в виде дерева, держит на себе детей – 15 фигурок, как птицы, которые на нем сидят. И мы стали делать кукол в таком же точно ключе, такого же размера. И точно так же статичных, которые мало двигаются», – рассказала художник Наталья Мишина.

Уютный, сказочный, и такой реальный мир детских людей. Язык Корчака остался неизменным. Однако понятно все. В зале смеются и дети, и взрослые. А у друзей Евгения Ибрагимова и Тараса Бибича уже есть пара новых кукольных идей.

Новости культуры

Все материалы темы>>>